Оказываться правым не всегда приятно. Я бы вот предпочёл ошибиться относительно трейлера к «Добыче», этому новому фильму про Хищника. Но, увы! Увидел в трейлере банальный и неоригинальный фантастический боевичок, он примерно таким и оказался. То есть, трейлер «Добычи» мои ожидания не обманул. А вот постер, который обещал минималистичное, стильное, наполненное саспенсом зрелище — обманул.
Нет в «Добыче» ничего стильного и атмосферного. Саспенсом даже не пахнет. Особо неожиданных сюжетных поворотов тоже не дождаться — всё достаточно предсказуемо. И компьютерных зверушек в фильме полно (правда, после трейлера их хорошенько доработали), и массовой резни, и феминистских посылов.
Впрочем, феминистские-то посылы меня как раз-таки не пугают. Амбер Мидтандер в роли индианки из племени команчей, которая рвётся охотиться наравне с мужчинами, вполне убедительна, как я и ожидал. Сила и стойкость в ней заметны были ещё в «Ледовом пути» с Лайамом Нисоном (так, кажется, тот дорожный боевик назывался). Тут она ещё больше «прокачалась», демонстрирует ловкость владения колюще-режуще, а преимущество — рубящим оружием. С козлами-мужуками дерётся правдоподобно, с инопланетным монстром — (то есть, в рукопашную, что логично, проигрывает, но берёт хитростью и смекалкой).
Но в «Добыче» есть не только феминистская «повесточка». Снимать фильм про индейцев и не напомнить, как перед ними виноват белый человек, конечно, в 21-м веке невозможно, вот и «Добыча» без этого не обходится. Правда, особо тема угнетения коренного населения не педалируется. Скорее уж, педалируется тема угнетения (вернее истребления) коренной фауны. Понаехавшие европейцы-трапперы не ставят ловушки на мелких зверей (как, казалось бы, положено людям их занятия), а укладывают без особой надобности целое стадо бизонов (что, в принципе, исторически правдиво — бизонов истреблял почём зря).
Так что, если вы не любитель разных «повесточек», то кино явно не для вас. А вот стоит ли его смотреть остальным, кого смесь двух модных тематик «феминистки из нацменьшинств» не смущает? Думаю, да. Только без особых надежд на что-то большее, чем простенький фантастический боевик. В этой своей нише «Добыча» очень даже неплоха. Она достаточно сурова и кровава (никаких компромиссов ради «семейной» аудитории), довольно бодра. Разве что первая половина у кого-то может вызвать скуку, примерно до появления упомянутых трапперов. А с их появлением на экран завозят «пушечное мясо» и дают Хищнику поразвлечься вволю, да ещё и с демонстрацией различных видов инопланетного вооружения.
Инопланетные технологии (в частности, раскладной щит) ещё в трейлере встретили критику. Будущие зрители возмущались несоответствию продвинутой развитости цивилизации Хищников, позволившей им бороздить космические просторы, и архаике показанного оружия. Но сделано это специально. Не надо забывать, что «Добыча» — это приквел всех отснятых фильмов про Хищника. Она переносит нас на 300 лет назад и показывает человечество, в техническом плане вообще не способного тягаться с иноземными пришельцами. Но предполагается, что у Хищников тоже есть такие явления, как эволюция и технический прогресс. Поэтому авторы и предположили, как могло выглядеть оружие Хищников 3 века тому назад: вроде и похожее на то, что нам показывали в фильмах со Шварценеггером и Гловером, но недоразвитое, неусовершенствованное. Тот же складной щит — явный предок диску с невероятными режущими способностями, который фигурировал в «Хищнике 2».
В «Добыче» имеются отсылки ко всем предыдущим 4 фильмам из «хищной» серии (и полностью игнорируется дилогия, в которой Хищники сражались с Чужими). Но больше всего — как раз ко второй части. И главная из них — появление того самого мушкета, который доставался герою Дэнни Гловера. Тут нам показывают, откуда он, вообще, взялся. Но не показывают, а как в итоге попал в инопланетные лапы (неужели задел на «Добычу 2»?). И эти отсылки — то немногое, что в фильме по-настоящему радует.
Так что, «Добыча», конечно, далеко не полный отстой. Но и шедевра из неё не получилось, увы. В том и беда — кино у Дэна Трахтенберга какое-то никакое. Для художественного или хотя бы жанрового прорыва оно слишком вторичное и безыдейное. А для трэша, который «настолько плох, что даже хорош» (каким был «Хищник» Шэйна Блэка), «Добыче» не хватает весёлой лихости и дурновкусия. Серединка на половинку.
То же, кстати, можно сказать и о самом режиссёре. Трахтенберг сильно обнадёживал своим дебютом «Кловерфилд, 10». Но нового Кэмерона из парня не вышло, он оказался просто крепким ремесленником. Уровня, примерно, Роджера Споттисвуда. Что тоже неплохо.