Найти в Дзене
Территория речи

Почему мы не работаем "по интуиции” и другим не советуем?

Авторы методики "Запуск речи неговорящих детей: от 0 до фразовой речи" Татьяна Грузинова и Елизавета Гурина уверены, что запускать речь неговорящим детям "по интуиции" не просто вредно, но даже опасно. В этой статье мы расскажем почему и как это делать правильно. На первом знакомстве с семьей (на первичном приеме) в "Территории речи" мы всегда расспрашиваем родителей о пройденном пути. Какая программа была у малыша? Со специалистами какого профиля он занимался? Какие цели ставил речевой педагог? Какие результаты семья замечает? Один из самых распространенных ответов: “Наша логопед знает много методик, а работает по интуиции: все-таки у специалиста большой опыт…” Имеем ли мы что-то против интуиции или “профессиональной чуйки”? Конечно, нет. Однако нередко термин “работать по интуиции” заменяет совсем не симпатичную формулировку: “Пробую все подряд, может, что и получится”. Почему такой подход вреден для детей с выраженной задержкой развития речи? Давайте разбираться. Подход делать в
Оглавление

Авторы методики "Запуск речи неговорящих детей: от 0 до фразовой речи" Татьяна Грузинова и Елизавета Гурина уверены, что запускать речь неговорящим детям "по интуиции" не просто вредно, но даже опасно.

В этой статье мы расскажем почему и как это делать правильно.

Фото с занятий в логопедическом центре "Территория речи" по методике Т. Грузиновой
Фото с занятий в логопедическом центре "Территория речи" по методике Т. Грузиновой

На первом знакомстве с семьей (на первичном приеме) в "Территории речи" мы всегда расспрашиваем родителей о пройденном пути.

Какая программа была у малыша? Со специалистами какого профиля он занимался? Какие цели ставил речевой педагог? Какие результаты семья замечает?

Один из самых распространенных ответов: “Наша логопед знает много методик, а работает по интуиции: все-таки у специалиста большой опыт…”

Имеем ли мы что-то против интуиции или “профессиональной чуйки”? Конечно, нет. Однако нередко термин “работать по интуиции” заменяет совсем не симпатичную формулировку: “Пробую все подряд, может, что и получится”.

Почему такой подход вреден для детей с выраженной задержкой развития речи?

Давайте разбираться.

Подход делать все понемногу заимствован из общей работы по развитию речи у нормотипичных детей. Такой ребенок буквально хватает речевые навыки на лету, ведь большинству из них его специально учить не приходится.

Педагог, корректирующий звучащую речь у обычного ребенка, может позволить себе сегодня обогащать словарный запас ученика, завтра учить его составлять рассказы, а через некоторое время - сконцентрироваться на навыках правильного звукопроизношения. Так или иначе, все эти умения ученик освоит в положенное время, потому что его желание говорить и общаться не встречает на своем пути препятствий.

У ребенка с речевыми проблемами ситуация обстоит иначе.

Речевые сложности у такого воспитанника можно представить в виде больших камней, которые лежат у него на пути, и, если эти камни не удалить, дальше малыш не продвинется.

В этом случае, “работая по интуиции” и делая все сразу, специалист теряет драгоценное время. Словно сегодня он протирает валун тряпочкой, завтра раскачивает его туда-сюда, через три дня начинает рыть под ним канавку, а дня через четыре - придумывает что-то новенькое. Такая работа по устранению препятствия превращается в процесс бесконечных безрезультатных проб.

Опытный рабочий подходит к процессу удаления валуна иначе: для начала выбирает наиболее эффективный способ удаления препятствия, а затем планомерно реализовывает свой план: роет подкоп вокруг камня, а когда появляется доступ к основанию валуна, сдвигает его с помощью специальной техники. Нужна ли мастеру интуиция, чтобы принять решение - взорвать препятствие или аккуратно передвинуть его? Безусловно!

Вернемся к речевой теме, здесь, конечно, необходима другая интуиция, которая основывается на знании механизма появления речи и понимании, какие из навыков являются критичными, ключевыми на данном этапе. И уже тогда - вуаля, специалист выбирает из своего багажа самый эффективный способ для устранения данной проблемы и помогает справиться с ней в обозримые сроки.

Методика “Запуск речи неговорящих детей: от нуля до фразовой речи”, по которой работают все логопеды нашего центра, формирует системное отношение к речи, раскрывает закономерности ее появления и дает работающие техники воздействия на препятствия самой разной природы.

Обладая этими знаниями, специалист понимает, на какой ступени освоения речи сейчас находится малыш, что мешает ему тронуться дальше, что нужно сделать в первую очередь, какая работа последует потом.

Игровые логопеды, работающие по этой методике, эффективно и в реальные сроки запускают речь даже тем детям, от которых в других местах отказались.

Как понять, знает ли ваш специалист, что и зачем он делает?

Очень просто – задайте ему вопросы. Человек, который воздействует на ключевые навыки, может четко обозначить текущую проблему, озвучить способы ее решения и реалистичные сроки, за которые можно добиться результата.

🎁 🎁 🎁 Хотите БЕСПЛАТНО получить файл с играми "12+1 игра для вызывания звуков" от Татьяны Грузиновой, которые в своей работе используют игровые логопеды?

Переходите по ссылке и на открывшейся странице выбирайте мессенджер, в который вы бы хотели его получить - мы вам его туда вышлем.

Дистанционно проконсультироваться с логопедами из "Территории речи" можно в рамках нашего Онлайн-Клуба "Компетентный родитель" - переходите на сайт "Компетентного родителя"- там можно записаться на консультацию.