Найти тему
Свободу мысли!

У моего ребёнка подростковый возраст: 5 универсальных правил для современных родителей

За годы работы в образовании у меня сложилась определенная практика консультирования родителей. Удивительно, но при самых разных проблемах, зачастую, приходится возвращаться к одним и тем же аспектам. В целом, это объяснимо, с учётом типичных особенностей жизни современных подростков - того, что по-научному называется социальной ситуацией развития.

Итак, предлагаю Вашему вниманию 5 направлений, которые сегодня, по моим наблюдениям, чаще других нуждаются в дополнительном внимании родителей. Классификация не претендует на научность - это, скорее, обобщение опыта (тем не менее, я постарался выделить логически обособленные направления).

1. Поддерживайте доверительные отношения с подростком. Насколько глубокий контакт с подростком? В какой мере он(а) делится своими переживаниями с Вами? Сколько времени вы проводите вместе (в неделю)? Доверие - это важный ресурс, который помогает вам переживать различные трудности, например: перепады настроения подростков; учебные проблемы, связанные с усложнением программы в средней школе. Также доверительные отношения с родителями помогают подросткам осмыслять новый для них опыт (например, сомнительные предложения, исходящие от каких-то авторитетных сверстников); сюда же можно отнести и влюблённость. Если родители целенаправленно занимаются укреплением доверия и поддержанием контакта, это позволяет подростку в нужный момент обратиться за помощью, получить необходимую информацию от родителей и поддержку. А родителям это позволяет знать о том, что происходит с подростком и корректировать стиль своего воспитания с учётом его меняющихся потребностей. В противном случае многие проблемы родителям приходится решать уже постфактум, и, зачастую, сталкиваться с неблагоприятными последствиями.

2. Развивайте свои умения управлять своим состоянием, стрессоустойчивость. Подростки очень чувствительны к состоянию взрослых. Кроме того, у них обостряется чувство справедливости. Поэтому взрослым полезно развивать у себя дипломатичность, чтобы уметь грамотно чётко и последовательно донести свою позицию. А если уж критиковать - то доходчиво. К сожалению, часто бывает так, что родители "заражают" детей своей тревогой и это подталкивает подростков к необдуманных поступкам. Позиция взрослого - это умение справляться со своей тревогой, агрессией и другими чувствами и эмоциями, умение понимать, к чему они подталкивают. У подростка тоже много таких чувств, и задача взрослого - помочь ему научиться управлять ими. В первую очередь, на своем примере, а уже потом - в контексте тех жизненных условий, в которых оказался подросток.

3. Развивайте у себя коммуникативные умения. Умеете ли Вы выразить свои чувства и эмоции словами, никого не оскорбив? Умеете ли Вы сознательно использовать открытые и закрытые вопросы? Умеете ли Вы слушать активно, то есть помогать собеседнику формулировать своё мнение, показывать ему, что его мнение важно для Вас? Все эти умения, ни много ни мало, помогают подростку вести себя более взрослым образом, принимая ответственность за своё состояние, а не обвиняя в нём других. Это очень важно для развития социальной зрелости и для того, чтобы подросток мог договариваться с другими людьми, в том числе и с Вами, и выполнять свои обещания. Более подробно об этом Вы можете узнать, поискав в Интернете информацию про "техники активного слушания" (здесь мы её не дублируем, в силу ограниченного объёма данной статьи).

4. Научитесь понимать возрастные особенности своего подростка. Весьма вероятно, что Вы регулярно (например, каждые 2 года) будете сталкиваться с новыми личностными особенностями подростка. Особенно это актуально для возраста 13-15 лет. Чтобы подготовиться к таким изменениям и понимать, каким образом можно будет корректировать стиль воспитания, стоит ознакомиться с психологическими особенностями подросткового возраста (лучше всего, заранее). Например, это можно сделать с помощью книги "Психология человека от рождения до смерти" под ред. А.А. Реан. В этой книге, написанной группой ведущих отечественных психологов, представлены особенности самых разных возрастов, в том числе подросткового. Там есть главы по каждому возрастному периоду. Также там есть вводная часть, раскрывающая общие основы развития психики человека. Я рекомендовал эту книгу многим своим клиентам на протяжении последних 11 лет, и все те, кто читал её, хорошо отзывались о книге и говорили, что она была им полезна.

5. Учитесь воспринимать учебные проблемы как результат комплекса причин, а не одной причины. Легко сказать: "учитель плохо объясняет", "класс проблемный", "ребёнок ленится", и т.д. Любая стойка учебная проблема - это результат комплекса причин. Как часто Вам удаётся видеть в учебной проблеме разные аспекты?

К основным аспектам можно отнести:

а) уровень развития способностей (вербальный и невербальный интеллект, внимание, память, и т.д.);

б) умственная и физическая работоспособность, темп деятельности;

в) произвольность (умение управлять своими мышлением, вниманием, поведением и т.д.);

г) особенности учебной мотивации (интерес к конкретному учебному предмету, стремление к учебным достижениям, личностный смысл учения, соответствие уровня сложности учебных заданий текущему уровню способностей и т.д.);

д) отношения с одноклассниками, педагогами, родителями, другими значимыми людьми;

е) актуальное состояние подростка (уровень энергии ("степень усталости"), актуальные эмоции и т.д.).

ж) особенности личности подростка (психотип, если выражен; открытость-замкнутость; склонность к риску; склонность подчиняться или доминировать в отношениях; степень выраженности моральных норм и т.д.);

з) общеучебные навыки подростка (привычка внимательно читать задание, умение извлекать информацию из текста, умение ставить учебные цели, в том числе по преодолению учебных трудностей, и т.д.);

и) актуальный уровень знаний, умений и навыков по конкретному предмету;

и) профессиональное мастерство преподавателей и методика преподавания;

к) особенности организации учебного процесса (расписание уроков и занятий, используемые учебные пособия и т.д.).

Конечно, данный список ещё можно продолжать.

Наиболее точную диагностику может провести квалифицированный педагог-психолог в сотрудничестве с другими педагогами, родителями, а также с опорой на данные психодиагностики ребёнка. Вместе с тем, и родители, не являющиеся специалистами в области детской психологии, тоже многое могут понять. Для этого важно, чтобы они подходили к оценке учебной проблемы ребёнка вдумчиво, структурируя свои представления, регулярно анализируя учебные результаты, сотрудничая с педагогами и самим ребенком, а также принимая во внимание разные аспекты. Для средней школы такой основательный подход особенно важен, так как предметы становятся сложнее, подростка учат разные педагоги, а состояние самого подростка может существенно меняться по возрастным причинам. Всё это поможет подростку самому лучше управлять своей учебной деятельностью, а родителям - сэкономить на репетиторах. Чтобы лучше структурировать все эти сведения, полезно использовать интеллект-карты (о том, как их вести вы можете узнать в Интернете).

Спасибо, что дочитали до конца!

Продолжение следует.

Есть вопросы? Пишите в комментариях!