С 13 октября 2022 по 26 февраля 2023 года в Третьяковской галерее пройдет большая персональная выставка работ Игоря Грабаря. Она приурочена к 150-летию со дня рождения художника. О том, насколько хороши картины художника, искусствоведа, музейного деятеля Игоря Грабаря, можно узнать в репортаже из корпуса Бенуа Русского музея. К эпитетам этому человеку Возрождения можно прибавить ещё: Игорь Эммануилович был ещё и писателем. Картины его вы, очевидно видели, а вот книги, может быть, ещё посчастливится прочитать. Очень рекомендую автомонографию «Моя жизнь. Этюды о художниках».
Оценить его начинания можно будет с раннего детства в подробной автобиографии, затем - интереснейшие этюды о художниках. Вот отрывок из
этюда об Илье Ефимовиче Репине. Игорь Грабарь описывает знаменитую картину художника «Крестный ход в Курской губернии» после ее приобретении Павлом Михайловичем Третьяковым:
🖼 🎨 🖼 🎨 🖼 🎨 🖼 🎨 🖼 🎨 🖼 🎨
"Крестный ход в Курской губернии" - наиболее зрелое и удавшееся произведение Репина из всех, созданных им до того. Недаром он так долго
работал над ним. Каждое действующее лицо картины здесь высмотрено в жизни, остро характеризовано и типизировано: не только на первом плане, но и там, вдали, где уже поднявшаяся уличная пыль стирает четкость контуров, форм и экспрессий, - и там эта толпа не нивелирована, как задние планы всех картин, изображающих толпу, и там она живет, дышит, движется, действует.
🖼 🎨 🖼 🎨 🖼 🎨 🖼 🎨 🖼 🎨 🖼 🎨
Об отдельных персонажах - главных и второстепенных - можно говорить часами, ибо чем больше в них всматриваешься, тем более изумляешься их разнообразию, неходульности и меткости, с какой художник их выхватил из жизни. Тут нет уже заполнения композиционных пустот, как в "Проводах новобранца", нет вообще эпизодов, не идущих к делу, не повышающих правдивости картины, не сгущающих напряженности действия.
Шествие открывается эффектной группой рослых здоровенных мужиков в кафтанах самодельного сукна, несущих огромный золоченый фонарь. "У них всех лица важные, серьезные, полные достоинства, - замечает Стасов в своей статье о выставке, - они настоящие индийцы буддийской процессии на берегах Ганга…" За этой красивой по цвету коричневой массой первого плана идут две богомолки, несущие с комическим благоговением пустой футляр от "Чудотворной иконы"; за ними регент-причетник с хором, в котором внимательный зритель узнает теноров и басов, далее идет кудластый рыжий дьякон.
"Центр всего - это сам чудотворный образ, небольшой, но весь в золоте и с ударившим в него лучом солнца, который несет с великим парадом и чванностью местная аристократка, купчиха или помещица, толстая, коренастая, упаренная солнцем, шурящаяся от него, но вся в бантах и шелках. Ее ассистент - местное, самое влиятельное лицо, откупщик или подрядчик, теперь золотой мешок, уже в немецком сюртуке, но явно из мужиков, грубый, нахальный, беспардонный кулак. Подле -- отставной капитан или майор, без
эполет, но в форменном сюртуке; сзади попы в золотых ризах, блещущих на
солнце, в фиолетовых скуфейках и камилавках, весело беседующие друг с другом…"
Певчие "поют и так прилежно, что не слышат и не видят, что в двух шагах подле делается. А там лихой урядник, конечно из солдат, из конницы, достаточно понаторелый, тоже прилежно занимается своим делом: он яростно лупит нагайкой толпу, задрав судорожным движением левой руки голову лошади своей, и это все без нужды, без цели, просто так, по усердию. В толпе раздаются крики, головы и тела расшатнулись во все стороны, чья-то рука в розовом рукаве сарафана поднялась поверх толпы, как бы торопясь защититься от этого зверя. Другой урядник, в левом утлу картины, действует гораздо
скромнее: он только грозит нагайкой, свесясь к толпе со своей лошади.
Правда, чудесны описаны русские типы, особенно «упаренная солнцем», но «вся в бантах и шелках» русская купчиха? Вот она проносит чудотворную икону:
Репин был художником размашистым, и о его картинах-эпопеях достойно мог рассуждать человек с метким слогом и собрат по артели художников, Игорь Грабарь. Переходим к самому важному герою картины, к убогому горбуну, тому кто у-Бога. Вот как описывает Игорь Эммануилович юродивого на Руси:
Местные волостные власти тоже являются в двух видах: одни, самые ревностные, уже перешли к действию, толкают и гонят вокруг себя палками; но их немного, а остальные, которых очень много, куда ни посмотри вокруг, направо, налево, впереди и сзади, пешком и верхом, - сущее войско в кафтанах крестьянских, и все с бляхами; эти остальные кротко и тихо присутствуют при процессии"
Кроме главных действующих лиц процессии, начальства, аристократии
и "иже с ними", слева, за чертой процессии, видна и деревенская беднота, усердно отгоняемая волостными агентами от большой дороги, и впереди всех знаменитый горбун, для которого Репиным сделано множество этюдов, рисунков и набросков.
Он его особенно любил, ибо этот горбун как две капли воды был похож на того, который врезался ему в память в один из крестных ходов, виденных им в Курской губернии.
Горбун -- не случайный эпизод в репинской картине, а органическая ее часть: по крайней мере силою своего
исполинского дарования Репин заставляет нас верить в неотъемлемую, логическую принадлежность этой фигуры всему жизненному и художественному ансамблю процессии, в которой она играет роль гротеска и бурлеска старинных трагедий.
"Крестный ход в Курской губернии" окончательно установил за Репиным
репутацию первого художника России.
до которых даже передвижные выставки не доходили.
Таково литературное творчество Игоря Грабаря, его пример. За любованием художественным наследием добро пожаловать в Третьяковку - там будет и завораживающая лазурь, и то березка, то рябинка Руси, и цветок дельфиниум, символ печали.
Ещё больше анонсов выставок по подписке. Жду ваши лайки/комменты на новом канале! До встречи ☕️