Пороховщиков Александр Шалвович родился в Москве 31 января 1939 года. Его мать, Галина Александровна Пороховщикова, училась в то время в ГИТИСе. Отец, Шалва Брабадзе, был студентом-медиком. В 1941 году он ушёл добровольцем на фронт. Когда Шалва вернулся с фронта к жене, то обнаружил, что Галина живёт с другим мужчиной — военным архитектором Михаилом Дудиным, и в итоге они развелись. В 1946 году семья - мать Галина, военный архитектор Михаил Дудин – отчим семилетнего Александра, - переехали в Магнитогорск, куда Дудина направили на работу главным архитектором города. Здесь, по воспоминаниям актера, нравы были гораздо жестче, чем в Москве. Было много уголовников, орудовали банды. Мальчишки тоже хулиганили и воровали. Некоторые из друзей-хулиганов, вспоминал Александр Шалвович, впоследствии изменили свою жизнь: один стал профессором, другой – академиком. Семь лет, до 1953 года семья прожила в Магнитогорске, после чего Дудин был переведен в Челябинск главным архитектором области.
О нравах и порядках в Магнитогорске в те времена, можно судить из слов Александра Шалвовича произнесённых в одном из интервью (Д.И. Гордону):
- Я в первом классе в Москве учился и был отличником (даже по радио выступал и пообещал, что дальше буду только на отлично учиться), а потом в Магнитогорск «загремел», и с тех пор, как мы туда с папой, ну то есть с отчимом, приехали, самой высокой оценкой была у меня единица. В основном на улице пропадал...
- Я слова-то «дурак» произнести не мог, не понимал, как это, а уж человека по лицу ударить - и подавно. Вижу, ребята разного возраста курят сидят - чернорабочие с металлургического завода. Я-то всегда думал, что они очень богатые, в коже ходят, а это у них, оказалось, фуфайки и штаны так засалены, что ими можно было волосы бриолинить. Сигарет, кстати, тогда не было - находили бычки. Позднее я так же искал - мы над огнем их держали, а потом пускали по кругу.
Они зырк на меня... Помню, один - Рыжий его звали, здоровый мужик! - пристально мне в глаза посмотрел: «Ну что, жидовская морда?», а я не понимал даже, что это такое...
- «Какая?» - переспросил. Он: «Ты еврей?». - «Нет, не еврей», - я ответил. «А чего нос с горбинкой?». - «Нет у меня никакой горбинки». - «Ну, не расстраивайся, это дело поправимое» - и как мне врезал! …
Будучи в Магнитке Пороховщиков понял, что добиваться своих целей можно не только словами, но и кулаками… Это привело к тому, что уже будучи в Челябинске, он тренировался в секции бокса, выступал на соревнованиях, провёл 20 боёв, имел взрослый разряд.
В Магнитогорск А. Ш. Пороховщиков вернулся в 1991 году, когда снимал фильм «Цензуру к памяти не допускаю», в котором он выступил как автор сценария, режиссер и исполнитель главной роли. Часть картины он снимал на Щитовых. Некоторые сцены из своего детства Александр Шалвович воспроизвёл в фильме…