Найти тему
Чердак Умной Эльзы

Пять книг о юных музыкантах

Интересная штука – музыка. Звуки вдруг складываются так, что хочется петь или плакать, танцевать или печалиться, вспоминать или мечтать… Как так получается? Почему у одного исполнителя музыка ведёт, захватывает, говорит с тобой, а у другого ноты есть, звуки есть, а музыки - нет?

Я не знаю. Знает ли хоть кто-то?..

Герои пяти книг о юных музыкантах сами задают себе вопросы – самые разные. О музыке, о творчестве, об успехе. Музыка меняет их, а они создают музыку…

Пять книг – а героев гораздо больше. Ну, начнём!

Абрамян Г.В. Кто взял фальшивую ноту?

https://www.bookselect.ru/files/products/50940_1.jpg
https://www.bookselect.ru/files/products/50940_1.jpg

Самая весёлая из всех повестей, с забавными иллюстрациями В. Трубковича.

…в самом конце августа кривой Арбатский переулок улетучился вместе с пылью, поднятой бульдозерами, и все его жители переехали на окраину, в новенький десятиэтажный дом. А по соседству в таком же новеньком доме огромные полуовальные окна первого этажа скрывали пыль и запустение. И когда комендант Уточкин сказал мимоходом: «Всё для вас!» - ребята принялись мечтать, заглядывая в мутные оконные проёмы: здесь будет спортзал, а тут авиамодельный кружок, ну и девчонкам выделим комнату, пусть танцуют-вышивают…

Только вот открыли в доме музыкальную школу… Как магнитом тянет ребят туда, где идет какая-то непонятная, но интересная жизнь. Заводила Женька предлагает создать собственный оркестр. Но вот вопрос – как решить, кто на чём будет играть? А очень просто: берём музыкальную энциклопедию Фединой бабушки (бывшей балерины) и распределяем по алфавиту: толстому Ваське – виолончель, длинному Косте – контрабас, Серёже – скрипка, Феде – фагот, а дело Тани – труба. А Женьке – жалейка? Нет. Женька будет дирижером!

Ясное дело, что репетиции оркестра не задались. Зато - удивительное дело! - но в октябре месяце ребятам удалось поступить в музыкальную школу! А всё благодаря деятельному и влюблённому в музыку Геннадию Максимилиановичу – директору школы…

И начались уроки, репетиции, стали появляться маленькие личные, но такие важные открытия:

- Вы думаете, что всякая музыка доходит сразу? Ничего подобного. Чтобы научиться её понимать, нужно много раз подряд прослушать одно и то же. Не мешает также узнать, что про неё люди говорят. Почитать о ней в разных книжках. Потом ещё и ещё раз послушать, пока каждый звук не станет для тебя добрым знакомым. Тогда и расстаться с музыкой ты не захочешь. Так и будет тянуть послушать ещё разочек!

Музыка – труд, но какой радостный! Читатель не раз посмеётся над приключениями героев и порадуется и их музыкальным успехам, и крепкой дружбе.

Эмден Э. Школьный год Марины Петровой

https://libcat.ru/uploads/posts/book/esfir-emden-shkolnyj-god-mariny-petrovoj.jpg
https://libcat.ru/uploads/posts/book/esfir-emden-shkolnyj-god-mariny-petrovoj.jpg

Марина – скрипачка. И учится она не в простой школе, а в музыкальной. Очень непростой год у Марины – от техничного школьного исполнения она переходит к Музыке, учится играть широко и смело, так, чтобы скрипка пела, рассказывала, волновала, звала за собой.

Но книжка не только о музыке – о дружбе, о соперничестве, о радостной юности. Книга написана сразу после войны и полна надежд на счастливое, мирное будущее. Добрая и вдохновляющая книга. Как и предыдущую, её можно дать почитать и младшеклассникам, и тем, кто постарше. Те, кто учатся в музыкальной школе, с удовольствием увидят знакомые картинки из жизни, но и те, кто далёк от музыки, с интересом почитают о тех проблемах, которые учатся решать герои книг.

Следующие три книги о детях, о подростках, о юношах и девушках. И они не только для подростков, но и для взрослых. Просто каждый увидит своё. Здесь музыка не только радость, не только труд и преодоление, музыка — это выбор. И иногда – выбор мучительный. В этих книгах много о смыслах, которые герои вкладывают в музыку. О поиске, о потерях и находках…

Рекемчук А. Мальчики

-3

Женя Прохоров – детдомовец. И первый раз ему повезло, когда в том страшном ашхабадском землетрясении 1947 года его спасла овчарка Рекс. А родители погибли. Всю войну прошли – уцелели, а вот стихия их не пощадила…

Второй раз повезло ему, когда в поисках талантов в детский дом приехал директор хора мальчиков Московского музыкального училища. Так Женя стал одним из сотни тех, чьи голоса обладали особым серебром, чьи связки были способны рождать чистые звуки.

Но и третий раз повезло – Женя стал солистом. Только это ненадолго. Это знает каждый солист, только сам от себя прячет это знание. Начнётся мутация – и всё кончено. Один из тысячи станет солистом после мутации. А остальные? Бог весть…

Какое счастье – музыка. Счастье – петь. Но искушений будет много. Появятся и деньги за «левую» концертную деятельность, и слава, и успех. Только всё это рухнет в одночасье – мутация…

И не станет смысла. И пропадет радость. И любовь.

Но если музыка уже вошла в разум и сердце – она найдет выход. И зазвучит. И снова придут и цель, и смысл, и любовь…

Алексин А. Мой брат играет на кларнете

-4

Книги Анатолия Алексина всегда тревожат читателя. Герои там, как правило, неоднозначные. И если бы надо было найти общий эпиграф к сборнику повестей Алексина, я бы выбрала – «Благими намерениями…»

Герои-то вроде бы люди хорошие. Приличные. Думающие и мечтающие. Только вот часто мечты эти достигаются через (или за счёт?) окружающих. Порой – жестоко.

Героиня этой повести мечтает стать великой сестрой великого музыканта. Посвятить жизнь. Только надо, чтобы брат непременно достиг высот в музыке! А всё, что мешает, героиня готова безжалостно уничтожить – для его же блага…

Восторженное воображаемое мученичество, самодовольное жертвование – откуда оно? От сознания собственной ущербности по сравнению с братом? Но это ложное чувство. Героиня даже не пытается искать себя, она заранее выбрала роль Сестры Великого музыканта… И когда брат встречает девушку, которую мог бы полюбить, героиня уничтожает воображаемое «препятствие» жестко и расчетливо. Понимание ошибки придёт. И, как всегда у Алексина, – финал будет неоднозначным…

Коршунов М.П. Бульвар под ливнем (Музыканты)

-5

Роман Михаила Коршунова – это три книги в одной. Три этапа жизни юных музыкантов – школа, консерватория, взрослая жизнь.

Оля Гончарова, (для всех – Чибис) – органистка, орган – её единственная и окончательная необходимость, её душа.

Андрей Косарев – скрипач. Мечтает взойти на вершину музыкального Олимпа – и имеет основания.

Ладя Брагин – скрипач. Продукт нефти. Вспыхивает ежедневно. Создан для неорганизованности.

Андрей и Ладя – две краски в оркестре, две индивидуальности. Концертмейстеры. Несовместимы в одном пространстве.

Ганка из села Бобринцы и Франсуаза из Парижа – неважно, кто откуда, скрипка говорит на одном языке.

Маша Воложинская – удивительно чистый и наивный звук…

Бетховенист-текстолог Гусев – пятиклассник, разбирает тексты Бетховена и трактует. Мечтает сказать свой слово в науке.

Обычные ребята во всем, кроме того, что живут музыкой. Говорят на языке, недоступном большинству. Слышат и чувствуют в чем-то больше, сильнее, острее, чем мы.

Жизнь как жизнь. Не только музыка – но и соперничество, дружба, любовь… Как почти всегда в юности – невзаимная, явная (всё равно все видят!) и тайная (о ней можно только молчать!), мучительная.

Из всех пяти книг, о которых я пишу – самая сложная для рассказа. Если в четырёх предыдущих есть явный сюжет, с конфликтами, кульминациями, разрешениями противоречий, счастливым финалом, то в книге Михаила Коршунова всё идёт, как идёт. Как в жизни. Тем и хороша книга. Непредсказуемая. Тревожная. Герои, кажется, сами не знают, чего ищут (ну, за исключением Оли-Чибиса, которая неотделима от органа), и читатель идёт за ними, за их поиском счастья и смысла… Кто отыщет то или другое?

Все пять книг интересны, все найдут своего читателя. И что ценно – интересны не только тем, кто любит музыку и отличит стаккато от легато, но всем, кто задумывается о себе и людях, о своем месте в жизни, о смысле, о счастье, о любви.

Остаюсь искренне Ваша - Умная Эльза!