Вчера спонтанно решили сходить в кино. Купили билеты на первый попавшийся фильм — французскую зомби-комедию режиссёра Мишеля Хазанавичуса «Убойный монтаж» (Coupé, 2022). Сорвали джек-пот. Это был один из моих лучших киносеансов за последние пару лет, я смеялась до слёз. Сходите обязательно, он идёт на больших экранах. К рекомендации прилагаю небольшой рассказ о картине.
В начале перед нами то ли фильм, то ли процесс создания фильма про зомби. Сразу понятно, что снято «быстро, дёшево и средне». Эти слова являются как раз творческим кредо главного героя фильма по имени Реми — кинорежиссёра, играющего в своем фильме кинорежиссёра. Таких геральдических конструкций в «Убойном монтаже» хоть отбавляй, в связи с чем мне придётся написать здесь слово «постмодернизм».
Сперва у зрителя даже закрадывается мысль, что сотрудники кинотеатра случайно поставили фильм не сначала, — настолько всё несуразно. Но потом нам в подробностях расскажут, что было за пару месяцев, за месяц, за неделю и за день до создания этого зомби-безобразия и как такое зрелище стало возможным. Эти разоблачения смешны как просто ничто другое.
Если окинуть взглядом весь хронометраж и задумку, то получается вот что. Хазанавичус предлагает нам кино про то, как одним кадром для онлайн-трансляции в прямом эфире снимают кино про то, как снимают кино про зомби, во время съёмок которого появляются реальные зомби. Третье по счёту из перечисленных кино — еще и ремейк реального японского фильма о том, как во время съёмок зомби-хоррора на съёмочной площадке появились настоящие живые мертвецы. Я такую матрёшку встречала в искусстве ещё только один раз, это был роман «Мельмот-скиталец» Чарльза Роберта Метьюрина. В этом тексте девять, кажется, раз открываются истории внутри историй, а потом каждая получает своё завершение, начинающееся со слов «и вот я дочитал свиток», «и вот он закрыл книгу», «и вот костёр погас, рассказчик замолчал» и т.п.
Но даже если вы проигнорируете сложный нарратив и просто доверитесь наивному зрительскому восприятию, то запросто во всём разберётесь. И гарантированно умрёте со смеху от того, почему же в итоге кино про зомби, показанное нам внутри фильма «Убойный монтаж», получилось таким нелепым. А поскольку режиссёру Реми по задумке режиссёра Хазанавичуса пришлось задействовать на съёмках всю свою семью, то получилась еще и очень воодушевляющая, и реконструирующая семейные ценности, и добрая картина.
Сходите специально на фильм, на который я сходила нечаянно. Вы не только не зря потратите время, наоборот: вы его приобретёте. Смех-то, говорят, продлевает жизнь.