В 1090-м году, кажется, не было во Франции женщины несчастнее королевы Берты. Ее муж, Филипп I Капетинг, после 20-ти лет супружества сослал Берту в замок Монтрей-сюр-Мер. Похоже, она ему надоела, постаревшая, располневшая. Филипп тоже уже не мальчик – 40 стукнуло; но кровь кипит и хочется приключений. Видно, нравом в мать пошел – русскую княжну Анну, дочь Ярослава Мудрого, выданную за короля Генриха I; она после смерти мужа вышла за графа де Крепи и бросила малолетних детей, в том числе Филиппа. Вся Франция тогда удивленно подняла брови и долго судачила об «этой русской».
Анжуйская графиня
Филипп и Берта с большим трудом, после 8 лет брака, произвели на свет единственного сына. Не это ли причина развода? Королю нужен букет наследников, одного маловато.
Так или иначе, все знатные дамы Франции встрепенулись: монарх в активном поиске. Роскошная Бертрада де Монфор нетерпеливо бьет изящной ножкой о ножку стола - она должна завоевать Филиппа. И что с того, что у нее имеется муж? Он явно ее не достоин, 47-летний Фульк, граф Анжу. По некоторым источникам, Бертрада сама отправляет королю письмо, просит с ней встретиться.
О, такой прелести он еще не видел: от прекрасных глаз до легкой походки – природа превзошла себя, создавая эту женщину. И столько сладострастия в каждом жесте… Филипп уже в плену. «Украду», - лихо решает на четверть русский король Франции (мать Анны Ярославны была шведкой – М.Т.). Вот и матушку второй муж, говорят, тоже умыкнул, когда жениться надумал.
То ли глухой ночью, то ли утром, сразу после мессы, далеко не юный венценосец молодецки вскакивает на коня, сажает сзади красотку Бертраду, стрелой несется в Орлеан. Красотка, разумеется, в восторге. Фульк Анжуйский, напротив, кипит от гнева. Обманутый муж готов воевать с Филиппом, а тот невежливо шутит – победишь меня, когда под твои знамена встанут все рогоносцы. Впрочем, хитроумная Бертрада ловко их мирит.
Непризнанная королева
А с церковью примириться не выходит. Папа Урбан II ни в какую не желает освящать богопротивный брак: бывшая жена Филиппа Берта подозрительно быстро умерла в своем замке, Бертрада до сих пор замужем… Все же находится епископ, который их венчает; за это на Клермонском соборе папа отлучает королевскую пару от церкви. Ну что сказать: второй супруг матушки Анны Ярославны Рауль де Крепи тоже был подвергнут отлучению, но пережил как-то. И Филипп намерен жить дальше, однако конфликт с духовенством разрастается. Где ни появится нечестивый король, там запрещают проводить службы и таинства. Едва Филипп с Бертрадой покинут город, колокольный звон созывает паству в храмы. «Как музыкально нас прогоняют», - невесело шутит Филипп.
Он пытается расстаться с Бертрадой де Монфор, но скоро ее снова видят во дворце. 12 лет эта дама остается королевой Франции. Надо знать упорство римского престола: Филиппа наконец вынуждают развестись. Однако еще 4 года, до самой его смерти, Бертрада упоминается в документах как королева.
По иронии судьбы перед смертью король Филипп ужасно растолстел; не раз, наверное, вспоминал, как прогнал первую жену за то же самое.
Борьба за сына
Еще при жизни Филипп объявил соправителем первенца Людовика, сына Берты. А у Бертрады – свой сынок и свои планы; пока Людовик гостит в Англии, королева отправляет тамошнему правителю Генриху послание с просьбой бросить пасынка в застенок «на все дни его жизни». Ну это она зарвалась, конечно – с какой стати английскому королю исполнять ее волю? Еще пишут, что Бертрада пыталась Людовика отравить – того спас врач. Бедный Филипп хватался за голову, умолял старшего сына простить мачеху. Помирились наконец. А после смерти Филиппа Бертраду не пожелали видеть во дворце; та гордо удалилась в аббатство Фонтевро, где провела последние 8 лет жизни. 47 ей было, когда умерла.
На престол Франции сел Людовик VI, родной внук Анны Ярославны.
Если б судьба сделала финт и трон Франции занял сын Бертрады, под именем Филиппа II, ничего бы не изменилось: он тоже приходился Анне внуком.
Автор – Марина Туманова
PS. Спасибо за лайки и подписки. Ваше внимание поддерживает и вдохновляет.