Найти тему
ПостНаука

Как помогать слепому ребёнку с первых дней жизни

Оглавление

Нарушения зрения накладывают ограничения на восприятие окружающего мира, и перед родителями незрячих детей стоит непростая задача по тому, чтобы их восполнить. Кандидат педагогических наук Татьяна Кудрина рассказала ПостНауке о том, как слепота сказывается на жизни, обучении и общении ребёнка, и о том, как создать для него комфортную и насыщенную среду.

Этот материал — часть проекта «Мир особенного ребенка». Партнер проекта — благотворительный фонд «Абсолют-Помощь».

Значение слепоты в развитии ребенка

Сперва разберемся в том, как слепота влияет на жизнь ребенка, на его социальную адаптацию и развитие. Зрение — это тот канал информации, через который мы получаем практически всю информацию об окружающем мире (более 70%). У людей может складываться предубеждение о том, что слепой ребенок — это ребенок, который почти ничего не выносит из окружающей среды, и его возможности к развитию сильно ограничены.

На самом деле слепой ребенок представляет из себя человека с очень большим количеством других навыков: он слышит звуки, ощущает поверхности, температуру, положение своего тела в пространства. То есть его восприятие в большей мере приходится на другие каналы, чем у зрячих детей.

Слепые дети позже начинают распознавать речь и присваивать звуки предметам. Например, зрячий ребенок, услышав звук льющейся воды и лязг ложек поймет, что взрослый заваривает чай, — потому что раньше видел это действие и может соотнести его со звуком.

В воспитании любого ребенка очень важна фигура значимого взрослого [Выготский], однако слепые дети не видят родителей и зачастую тяжелее формируют привязанность по отношению к ним.

Как родителю сформировать связь со слепым ребенком

Чтобы стать объектом привязанности слепого ребенка, мать должна действовать особым образом. Раз ребенок не видит, то взрослый должен по-другому как-то себя вести, по-другому себя представлять, чтобы у него сложился адекватный образ любящего родителя, заботящегося и умеющего делать много интересного. Именно в этом заключается одна из главных сложностей при воспитании и обучении маленького ребенка.

Миф о том, что если ребенок не видит, то он слышит и может сформировать привязанность на основании речи, глубоко сидит в нашем обывательском сознании и даже в сознании специалистов. Родители слепых детей часто убеждены: «Конечно же, он меня узнает — ведь я с ним так много говорю». Но на самом деле это не вполне так. И время, которое проведено в неконтактных беседах, беседах на расстоянии, для маленького ребенка практически пустое. Это абстрактный звук, даже если это речь его, казалось бы, близкого взрослого; то же самое, как если бы слушал он просто слушал музыку или радио.

Формирование привязанности — одна из главных задач в младенческом и раннем возрасте, и эмоциональная связь разворачивается из небольших, чуть ли не неуловимых действий взрослого. Для того, чтобы привязаться к чему-то, нужно иметь возможность это представить, и незрячему ребенку для этого нужно тактильное взаимодействие.

Без этапа формирования привязанности, этап познания остального мира (который еще называют предметным) не произойдет: ведь именно взрослый является проводником ребенка в мир вещей. Того, что маленький ребенок щупает предметы икак-то взаимодействует с ними, недостаточно, потому что важно именно познавать смысл, заложенный в объекты и их функциональность. Ребенок не может сам догадаться, что ложка предназначена для еды, а полотенце — для рук. Казалось бы, что это очень простые предметы, но без взрослого малыш не научится ими пользоваться.

Взрослый — это носитель всего знания о мире, поэтому, как только у ребенка появляется желание быть со взрослым, то здесь и начинается его путь в познании мира.

Понятие зоны ближайшего развития показывает важность постоянного взаимодействия со взрослым
Понятие зоны ближайшего развития показывает важность постоянного взаимодействия со взрослым

Как учить незрячего ребенка

Люди нередко считают, что-то действие, которому нас нужно научить обучить, заключается лишь в том, что нам его показывают — а мы перенимаем и повторяем. На самом деле это уже второй этап, а первый — возникновение потребности в том, чтобы чему-то научиться. Чтобы у ребенка возникла мотивация к научению, его значимый взрослый должен быть для него таким человеком, который знакомит его с разными занятиями и возможностями.

Ребенок и родитель должны совместно пройти через три стадии: эмоциональной связи, общего дела, а потом уже осознанной совместной деятельности. Только если пройти через эти три шага, то у ребенка начнет формироваться самостоятельность: причем уже в дошкольном возрасте.

Также важный вопрос состоит в том, кто должен обучать незрячего младенца. Родитель? Тифлопедагог? Какой-то другой специалист? Это очень важно, потому что от этого напрямую зависит способ оказания помощи.

В раннем, младенческом возрасте обучением ребенка в первую очередь должен заниматься родитель: ведь на этом этапе ребенку нужно сформировать привязанность к тому, с кем он взаимодействует. Поэтому дефектологи и тифлопедагоги зачастую должны в первую очередь работать с родителем: учить его тому, как общаться с ребенком так, чтобы тот благополучно прошел все необходимые этапы развития.

Родителей детей с нарушениями зрения нужно учить тому, как верно считывать их поведение: например, малыш может казаться погруженным в себя, инертным в ответ на какое-то действие. Но в случае слепых детей это означает, что они обрабатывают информацию, размышляют над ней — чуть иначе, чем зрячие.

Кроме того, важно, чтобы родитель корректно налаживал тактильный контакт: обязательно нужно «предупреждать» детей о надвигающемся взаимодействии — ведь они не видят подходящего к ним взрослого и могут испугаться. Для этого можно использовать речь и дыхание: младенец почувствует тепло и поймет, что мама или папа совсем близко к нему.

Развивающие игрушки — тоже хороший помощник для родителей слепых детей, однако недостаточно их просто купить. Нужно показывать малышу, как с ними взаимодействовать. Вредно будет постоянно вкладывать ребенку предметы в руки: нужно, чтобы он сам к ним тянулся, проявлял инициативу и интерес.

О том, как помочь слепому ребенку общаться со сверстниками и как обезопасить его, читайте в полном материале.