Приветствую всех читателей моего канала!
Итак , в гостях сегодня снова Мейсен. XVIII-й век перевалил за знаменательную дату - "1750-й год", и таким образом, вошёл в свою вторую половину.
Статья посвящена очень известному (и в первую очередь среди туристов - благодаря современным бесконечным повторам-перевыпускам, а также подделкам данных статуэток различными мануфактурами с незапамятных времён!) набору "Обезьяний оркестр" ("Affenkapelle").
Считается, что первый вариант набора был создан одним-единственным (главным!) модельером Мейсена - Иоганном Иоахимом Кендлером (Johann Joachim Kändler) в 1753-м году. Но на некоторых сайтах, где прожжённые торгаши пытаются продать страждущим современные поделки, вы прочитаете о другом годе создания - 1766-м. Почему так? Потому что в 1766-м году статуэтки были значительно переработаны автором, плюс появилась новая статуэтка под авторством Питера Рейнике (Peter Reinicke). Собственно, такой набор и считается ныне оригинальным. Далее вам в уши вольют совершенно фантасмагорическую историю о том, как появилась идея (у Кендлера!) создания этого набора. Якобы курфюрст Саксонии Август Сильный (1670-1733) пригласил юного Кендлера (1706-1775) на обед (!!!) с оркестром (!!!), музыканты которого сильно фальшивили (!), и мол, эта ситуация так поразила смешливого модельера, что тот решил на эту тему съязвить, выпустив в свет полный оркестр фарфоровых обезьян. Вот "пруфы", на которые нынче велик спрос в тырнете...
Я могу поверить даже в то, что экстравагантный курфюрст сел за один обеденный стол с всего лишь модельером... Кстати, вспоминаем быстро издевательскую статуэтку "Портной на козле!", где модельер (в том случае - одежды) "сел" за один стол с монархом исключительно в гротескном - фарфоровом - виде! (См. статью https://zen.yandex.ru/media/id/616a8e08cfb5f23bf687e3de/meisen-statuetki-pervaia-polovina-xviiigo-veka-ch2-62ee0acc13970c11b0658d88). Интересно также, что главным модельером мануфактуры Кедлер стал лишь по смерти Августа Сильного - в 1733-м году! Могу поверить даже в то, что отличавшийся невероятной работоспособностью модельер, редко выходящий за пределы мануфактуры, обладал к тому же редким музыкальным слухом, и хорошо разбирался в тогдашнем музыкальном "мейнстриме"... Но вот поверить в то, что целый набор (а форма даже одной отдельной статуэтки не за один день делается) он создал "от души", а не по заказу, да ещё как минимум 20 лет (в 1733-м умирает Август Сильный, в 1753-м появился набор) чего-то ждал, вынашивая идею в сердце - не могу ну никак!
Конечно, такие вещи, как наборы, сервизы выполняются не по прихоти скульптора, а заказываются. Моё мнение: такой набор мог заказать лишь сам курфюрст Август III (1696-1763), а передал он заказ через графа Генриха фон Брюля (Heinrich von Brühl, 1700-1763), Первого министра Саксонии, а заодно заведующего всей мануфактурой Мейсен. По совершенно безумному гедонизму, наплевательскому отношению к "черни" и бесконечному стремлению путать свой кошелёк с государственной казной сей изумительный фон Брюль был близок как к Светлейшему князю Ижорскому Александру Даниловичу Меншикову, так и к нынешним (нашенским) сановникам самого-пресамого высокого ранга...
Начинаем просмотр. Под номером 1 проходит фигурка Дирижёра. А ещё есть Пюпитр. Поскольку они объединены в единую композицию, смотрим их как вместе, так и по отдельности...
Следующие статуэтки с номерами с 2 по 8.
Отдельно представлю статуэтку Горниста Обезьяньего оркестра, созданную в 1765-м году Питером Рейнике. Номер статуэтки - 9.
Следующая серия статуэток под номерами с 10 по 17.
Серия статуэток под номерами с 18 по 21.
Возможно, в Германии тех лет такие фигурки казались вершиной остроумия... Как по мне, так данный набор - образец тяжеловесного германского "юмора" уровня площадных цирковых представлений. Ничего смешного в переодевании мартышек под людей я не вижу.
Друзья, если вы считаете, что представленные выше статуэтки аутентичные и созданы в середине XVIII-го века, сразу отвечаю - не верьте! Представленные статуэтки являются в лучшем случае повторами XIX-го, а то и XX-го века.
Считается, что всего оригинальных наборов статуэток "Affenkapelle" было создано в пределах 300 (гипсовые формы быстро изнашиваются и приходят в негодность). В частности, сколько-то наборов ушло во Францию - маркизе де Помпадур, а сколько-то было отправлено в Санкт-Петербург. Как выглядят сегодня французские оригиналы - неизвестно (да и существуют ли они?), а вот так выглядят настоящие оригиналы набора из музея "Эрмитаж" (Санкт-Петербург)... Извините, если кому-то сейчас испорчу аппетит (смотрим галерею ниже)...
Отношения Саксонии с Россией во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны (а затем и Екатерины II) можно назвать если не великолепными, то очень и очень тёплыми. Мейсенский фарфор доставляли в Санкт-Петербург кораблями на постоянной основе, статуэтки и сервизы скупали как сановники разного ранга и генералитет, так и Императорский Двор (несмотря на то, что с 1744-го года в столице по указу императрицы Елизаветы Петровны была образована и действовала собственная мануфактура по выпуску фарфора - ИФЗ (а может быть, и потому...)).
Ещё несколько слов по поводу цен на Мейсен. Известно, что хоть и ограниченной, но достаточно большой серией набор "Affenkapelle" повторили в 2006-м году, когда праздновали трёхсотлетие со дня рождения основоположника мировой скульптуры мелкой пластики - Иоганна Иоахима Кендлера (1706-1775). Цена одной "воссозданной" статуэтки в Европе колебалась в то время от 2000 евро до 2500 евро, и с наценкой процентов в сто (т.е. от 4000 евро до 5000 евро) продавалась в РФ. Расчёт был на обеспеченного туриста, и как видим, он полностью оправдался: в России многие владельцы до сих пор уверены, что у них не просто "настоящий Мейсен" (с этим утверждением никто и не спорит), но и подлинный Мейсен XVIII-го века. Не будем их разочаровывать. К тому же это дело бесполезное (как попытка переубедить украинца, не говорящего "ридной", что он где-то, наверное, всё-таки не совсем украинец) и пустое. Пусть каждый пребывает на своей волне. Продолжают ли на Мейсене и сейчас выпускать повторы - не знаю. С точки зрения поддержания производства - они молодцы!
Для остальных приведу пример, сколько могут стоить аутентичные статуэтки Мейсена (а не манок для туристов, хотя, безусловно, и цена в 2000-5000 евро не "слабая", и можно искренне позавидовать покупателю, который имеет хотя бы такой вариант)!
Посмотрели? Оценили? Поэтому, пожалуйста, уважаемые, нежные, хорошие, душевные мои читатели, не пишите мне в комментариях, что у вас есть "настоящие статуэтки Мейсена XVIII-го века", да ещё и "в количестве стольких-то штук"... Понятно, мы сейчас живём в интернете, поди перепроверь, кто с тобой общается: жена\любовница неолигарха из околовластной камарильи или неадекватная пациентка психлечебницы? Но с определённой долей вероятности, включив простейшую логику предположить можно: 90% за то, что такое утверждает зажиточная россиянка, которую нелёгкая занесла в Мейсен, где ей рассказали красивую историю, заодно всучили новодельный недешёвый сувенир; 9,999% за то, что это счастливый покупатель "старинного Мейсена XVIII-го века" в киоске у вокзала, и 0,001% за то, что это всё-таки интеллектуально развитая жена\любовница очередного "россиянского доброго патриота", сметающая аутентичного Мейсена с аукционов и ведущая переписку с тобой с "родины предков".
А вот это уже - образцы набора от других производителей (от чистого копирования до создания "статуэток в стиле")... Если среди статуэток ниже вы узнаете своих "Мейсенов" - не падайте в обморок, не бейтесь в падучей или головой о стенку - просто расслабьтесь.
Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал.