«Мы живем в условиях политики постправды: политической культуры, в которой политика (“politics”, то есть “общественное мнение и медийный нарратив”) стала почти полностью оторвана от политики (“policy” — “сущности законотворчества” или “стратегии развития”)»
Roberts, D. (2010) Post-truth politics
Д. Робертс говорит о том, что медиа-нарратив создает разрыв между реальными общественными отношениями и тем, что люди (потребители медиа-нарратива) думают об этих отношениях.
Медиа-нарратив — это рассказ о реальности средствами массовой информации. Он включает в себя факты и их интерпретации.
Рассказ (нарратив) о реальности как правило ее искажает. Влияние нарратива на поведение людей непрямое. Нарратив изменяет представления человека о реальности (формирует мнение вместо знания), а дальше человек действует в соответствии с навязанными нарративом представлениями.
Нарратив пост-правды — коммуникативный процесс, в котором факты и аналитические выводы обладают меньшей убеждающей силой, чем готовые интерпретации, предлагающие более или менее целостную картину мира, которая резонирует с уже существующими личными убеждениями граждан. Факты, не вписывающиеся в нарратив пост-правды, отвергаются.
А. Ю. ГАРБУЗНЯК (2019) Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе
В нарративе пост-правды истинные факты менее влиятельны, чем предвзятые субъективные личные убеждения. Фейк можно опровергнуть. Пост-правда же опровергается очень тяжело, поскольку ее нарратив (возможно абсолютно фейковый) обладает самоценностью. Людям нравится видеть мир в соответствии со своими идеологическими представлениями о нем. При этом «свои» представления как правило оказываются медиа-нарративом, созданным кем-то совсем не в интересах потребляющего его человека.
«Если вы действительно хотите найти эксперта, готового поддержать какой-либо факт, и имеете достаточно денег или политический вес, то вы, скорее всего, сможете это сделать. <...> У людей становится все больше возможностей выстраивать свое потребление информации вокруг собственных мнений и предубеждений, и популистские лидеры их в этом поощряют»
Davies, W. (2016) The Age of Post-Truth Politics
В медиа-мире пост-правды факты производятся специалистами точно также, как автомобили на автозаводе — любая форма кузова, любая мощность двигателя, любой цвет на любой вкус. За что заплатит заказчик, то и будет. Естественно, заказчиками медиа-нарратива не бывают люди из трудящихся слоев общества.
По результату своего воздействия медиа-нарратив пост-правды безусловно является пропагандой, которая должна «дать информацию в объеме, необходимом для того, чтобы общество приняло решение, запланированное этой пропагандой»
Дзялошинский, И. М. (2004) Пропаганда и информация: материалы к обсуждению проблемы
Но форма медиа-нарратива такова, что увидеть за ней содержание пропаганды непросто. Медиа-пространство пост-правды многоканально, в нем существует огромное количество открытых формально альтернативных источников информации, что сразу же как бы нивелирует эффект пропаганды. Какая может быть пропаганда, если ты технически имеешь возможность выбрать любой удовлетворяющий тебя источник информации? И здесь ключевое — удовлетворяющий. Раз каждый имеет возможность выстраивать свое потребление информации вокруг собственных мнений, так он и поступит. А мнения эти в свою очередь уже сформированы «автопропагандой» внутри уже сформированных по «ценностному принципу» общественных групп, к которым лишь осталось присоединиться человеку, ищущему твердую почву в лавине разнообразных фейков.
В итоге проблема не в том, что у людей нет какой-то информации или они не обладают инструментарием, чтобы ее узнать, а в том, что, имея информацию или имея возможность ее узнать, они живут и действуют так, как будто такой информацией не обладают. Живут, сохраняя комфорт внутри своего замкнутого идеологического сообщества, и не стремятся выходить за его пределы, даже если полученная информация опровергает «ценностные» установки этого сообщества. «…соответствие факта, фактоида, высказывания или даже фейка позиции сообщества, встраивание его в картину мира, разделяемую его членами» становится ценнее правды, которая не может оказать существенного влияния на «картину мира» членов сообщества даже когда становится им известна.
Фактоид (принимающий вид факта) — недостоверное или ложное утверждение (непроверенное или заведомо неверное), которое облекается в форму достоверного и выдаётся за достоверное; опубликованное официальное сообщение, которое принимается за истину как результат самого факта появления его в печати; информация, публикация, недостойная доверия, или событие сомнительной истинности, принимаемое повсеместно за правду. Фактоид становится фактом в головах потребителей медиа-нарратива.
Белоедова А. В. (2015) О фактах и фактоидах в современных журналистских текстах
Когда производители медиа-нарратива начинают потреблять произведенный ими же продукт, наводится положительная обратная связь (в психологии — самореализующееся пророчество), после чего обличенные властью лица, принимающие решения, перестают объективно понимать свои интересы, а действуют согласно «ценностному» идеологическому медиа-нарративу, подготовленному ими же для манипуляции массами.
С этого начинается т.н. общество шизофрении.
Если вы пропустили предыдущие части:
- Первая часть статьи об эмоциях и рациональности
- Вторая часть о мнениях и знаниях
- Третья часть об эмоциональном очаровании
- Четвертая – о заблуждениях, лжи и дезинформации
#медиаграмотность #медиа #культура #исследования #журналистика