Найти тему

Дороги, которые служат дольше 2-ух лет – миф?

Частая проблема дорог и дорожных покрытий в России – их недолговечность. В Санкт-Петербурге это особенно заметно на участках промышленного назначения. Ямы, ухабы, колдобины появляются каждые два года и бьют по карману владельцев и арендаторов территорий.

Но это еще не все проблемы.

Дорожные компании пилят кубатуру, договариваются с инженером о распиле денег и не довозят материалы. Получается, заказчик не только вкладывает свои деньги в дорогу каждые два года, но и теряет в разы больше, чем он мог бы заплатить. И это не считая того, что от ровного дорожного покрытия зависит скорость погрузок, разгрузок и транспортировки, а следовательно и прибыль предприятия.

Разбитая дорога недалеко от моего офиса
Разбитая дорога недалеко от моего офиса

Как-то раз я разговаривал с очень хорошим другом Игорем Клещенковым – владельцем многих промышленных территорий в Питере. Я был удивлен, что он не сталкивался ни разу с такими неприятностями. Дороги из вторички на его объектах служат вот уже пять лет, при том они идеально ровные, да и компания, с которой он работает долгие годы, всегда укладывается в смету.

Работа журналистом научила меня сомневаться во всем. Мы даже поспорили с Игорем на символичные 5000р, что я проведу свое собственное мини расследование и найду изъяны в этой компании.

Я связался с генеральным директором дорожной компании “Ракета” – Максимом. Он сразу согласился дать мне видео интервью.

Обещаю, вы будете поражены прочитанным.

Интервью с непредсказуемым финалом

Я стартовал со стандартных вопросов про компанию и ее цели. Цитирую:

- Максим, расскажите про цели компании? Куда двигаетесь? И почему такой ажиотаж вокруг вашей компании?

- Да у нас есть определенные цели. Во-первых, мы считаем, что если ты что-то предлагаешь, то должен быть полностью упакован для бизнеса. Нужно нести что-то ценное людям. Поэтому мы не распыляемся и занимаемся только дорогами. Мы хотим стать одной из лучших компаний по производству в Питере.

Я начал замечать что-то неладное. Слишком все идеально и вылизано. Такого не может быть на Российском рынке.

- Во-вторых, - продолжал Максим, - мы всегда честны с клиентом. Это так называемая WIN-WIN схема. Мы делаем дорогу качественно, клиент советует нас своим коллегам.

- А правда, что продажа и аренда участка промышленного назначения увеличивается в несколько раз только от наличия готовой дороги?

- Да, верно. Могу рассказать инсайдерскую информацию в цифрах. Если вам интересно.

- Будьте добры.

- Цена за “голый” участок – 8000 руб/м, аренда 25-50 руб/м2. С такими ценами окупаемость составит приблизительно 15 лет. Но – заметьте – даже при минимальном вложении 900 руб/м2 за вторичку стоимость участка взлетает до 20 000 руб/м2, а аренда повышается от 150 до 200 руб/м2. Это 2.5 раза больше первоначальной стоимости! А окупаемость сокращается до 8 - 9 лет.

- Почему же цена так зависит от дороги?

- Дорога – вены и артерии любой стройки. По ним транспортируют стройматериалы, а клиентам приезжать на осмотр участка гораздо приятнее.

Слева Максим. Момент из интервью
Слева Максим. Момент из интервью

- Что вы скажите про Российские дороги?

- В России все строится по незнанию. Вы только представьте! - в голосе Максима прослеживалась пылкость. - Во всем мире, даже в Африке, строят дороги лучше.

- А что у вас с административным отделом?

- Мы предоставляем клиентам до 3-х смет на выбор с точностью 93%. Посмотрите всю информацию на нашем сайте. О чем я и говорил: мы хотим быть удобны для бизнеса. А еще, это прозвучит странно для России, мы не пилим кубатуру.

На этом моменте я разразился смехом и даже пролил на себя горячий чай. Компания, которая не обманывает и хочет делать лучший продукт на рынке. Все как из учебника: “Что говорить на интервью? Рекомендации для компаний”. Я не выдержал и выпалил с издевкой.

- А вы можете это доказать? Я тоже на словах бываю папой Римским.

- Да без проблем, - непринужденно ответил Максим. - приезжайте на наш объект Виллози.

Уверенность Максима меня обезоружила. Но я знал шестым чувством – тут явно что-то не так. Как вы узнаете позже, я оказался прав.

Я приезжаю на объект и узнаю новые факты

На объекте меня встретил руководитель проекта. Он назвал имя и фамилию.

- Александр Заяц.

- Константин Волк, - съязвил я.

Мы посмеялись. У него действительно такая фамилия.

Александр начал долго и нудно рассказывать про то, как любит свою работу, затем на “прорабском” продолжил монолог про строительство дорог. И в какой-то момент я заметил кое-что странное. Материал, который привезли, – асфальтная крошка – был с какими-то непонятными белыми вкраплениями. “Вот оно!” - подумал я.

- Александр, что это такое на асфальтной крошке?

- Это? - Александр расплылся в улыбке, - это наша гордость.

- Эм. Объясните? – недоумевал я.

- Это самая лучшая асфальтовая крошка, которую можно найти в Питере. А белые вкрапления – бывшая разметка на одной из трассовых дорог.

Выгрузка асфальтной крошки
Выгрузка асфальтной крошки

Затем с упоением Александр рассказал почему эта крошка такая ценная. В его голосе и мимике чувствовалась, что его внутренний эстет наслаждается и ликует.

- Для определения качества материала прораб смотрит на белые включения в асфальтной крошке. Под клинцеванием укладчика и под восьмитонным катком она станет идеально ровным покрытием, как шоколад, – просто сказка! – отличить такую дорогу от асфальта можно только при близком рассмотрении.

-4

Возбужденное повествование Александра оказалось заразительным. Должен признаться, я был в предвкушении проехать по такой дороге.

Затем руководитель проекта пошел блюсти рабочий долг, а я продолжил наблюдать, как на моих глазах строится нечто потрясающее.

Вдруг из слабо доносящихся обрывков фраз я отчетливо услышал непонятное слово. “Чучмулыга”, - сказал один рабочий. “Чучмулыга”, - ответил ему другой. По началу я подумал, что добропорядочность страдает в коллективе Ракеты, но мне объяснили в чем здесь соль. Чучмулыга – это сточная вода на “прорабском”, которая застаивается в ямах.

Как мне рассказали, – вода главный враг любой дороги. Если оставить хоть каплю, то жди беды. Под перепадом температур вода начнет расширяться: появятся ямы и трещины. Поэтому беспрекословное правило всех рабочих Ракеты, – помни о воде. Я не удивлен, что в России такие дороги. Сильно сомневаюсь, что все дорожные компании так пристально следят за соблюдением этого важного правила.

Рабочие просканировали местность взглядами, осушили то, что нужно осушить, очистили то, что нужно очистить. В путь отправилась тяжелая “артиллерия”, – поехали грейдеры (машина для профилирования уклона).

Профилирование уклона грейдером
Профилирование уклона грейдером

Уклон – противоядие от воды на дороге. Правильно сделанный уклон означает, что вода не будет накапливаться и разрушать покрытие.

Но вот какая странность. Рабочие прицепили к “вилам” грейдера электрический уровень. Можно сказать, что повесили на скотч. Затем грейдер отправился на верную службу по будущей дороге, а один рабочий пошел перед ним, посматривая на уровень и крича что-то непонятное водителю. Я недоумевал и попытался разобраться, что происходит.

Оказывается у Ракеты есть отработанная схема. Так как мы живем в России, грейдеры у нас, мягко скажем, не очень. В отличие от Европейских на них нет GPS и мудреных программ по отслеживанию уровня наклона. Ракета нашла выход. Они прицепляют обычный электрический уровень, ставят специально обученного человека и тот подсказывает машинисту грейдера, с каким градусом наклона направлять “вилы”. “Это просто и гениально!”, - подумал я. Но это далеко не все фишки, которые придумали умельцы Ракеты. С каждым часом пребывания на стройке я поражался все сильнее и сильнее их отточенному мастерству.

Также вы можете ознакомиться детальнее с портфолио ребят. На самых интересных объектах они ведут видеосъемку, в которой делятся своими отработанными технологиями.

Для грамотного расхода материала они установили колышки из арматуры и протянули нить яркого цвета. Как оказалось, это помогает искоренить издержки. Сейчас объясню.

Рабочие делают разбивку арматурой и привязывают к каждому колышку шнур.
Рабочие делают разбивку арматурой и привязывают к каждому колышку шнур.

Расстояние между каждым колышком – 55 м. Как только машинист укладчик доезжает до отметки, он смотрит сколько материала есть еще в наличии. Если его осталось много, – то машинист кричит во все горло – идет перерасход, если мало, то, не теряя энтузиазма, возвращается и доделывает работу. Так Ракете получается полностью контролировать расход материала. Но это еще не все.

У них есть несколько контролей качества. Доверяй, но проверяй, – как говорится. За укладчиком следуют рабочие, которые – дополнительно! – измеряют все уклоны уровнем, а щупом проверяют правильность толщины дороги. Каждый метр! В центре и по бокам. В случае, если показатели не совпадают с нужными, укладчик возвращается и все переделывает. Не побоюсь этого слова – гениальная и до мелочей отработанная система!

Слева - специально обученные человек следит за уклоном. Справа - контроль качества рабочим толщины дороги
Слева - специально обученные человек следит за уклоном. Справа - контроль качества рабочим толщины дороги

Затем величественно проезжают два катка. Как огромная скалка, они раскатывают дорогу, словно блин из теста. На данном объекте сначала проехал грунтовый, так как он тяжелый и отлично уплотняет, затем асфальтовый. Так они проехали по 15 - 20 раз (точно не помню). И последним этапом вся дорога заливается каким-то кипучим, словно лава, веществом. Как нам объяснили – это битумная эмульсия. Ракета одними из первых начали так делать. Эта субстанция склеивает намертво всю асфальтовую крошку и застывает, образуя защитную пленку от воды.

Восьмитонный каток за работой
Восьмитонный каток за работой

Я пребывал в восторге! Дорога была идеально ровная и гладкая, словно асфальт. Как мне рассказал Александр: такое дорожное покрытие прослужит больше 5-ти лет. И зная про все детали стройки, у меня не возникает сомнений в его словах.

Кстати, вы можете перейти на сайт ребят из “Ракеты” и узнать подробнее про принципы их работы. Они ведут ютуб канал, на котором вы узнаете детальнее про строительство дорожных покрытий, а также там есть много видео отзывов.

Последний этап работы - битумная эмульсия
Последний этап работы - битумная эмульсия

Еще один момент.

Ракета ответственно подходит к договоренностям. Так как Виллози – это поселок с жителями. Компания – каждому! – раздает памятку, что можно делать во время строительства дороги и что нельзя, а также спрашивают нужен ли проживающему на участке человеку въезд.

Что ж, момент настал. Я сел за руль и начал медленно разгоняться. Создавалось ощущение, что я плыву на катере по тихой водной глади. Идеально ровная дорога! Я не смог сдержаться и втопил педаль газа в пол.

Пусть я проиграл свои кровные пять тысяч в споре, зато теперь я знаю, что в России остались еще такие ответственные компании, как Ракета. Обязательно приеду на Виллози еще раз только на своем квадроцикле. И все равно, что ехать 40 минут. Я хочу еще раз прочувствовать, что такое идеальная и гладкая дорога!