Органы государственного жилищного надзора выдают предписания не только управляющим организациям и РСО, но и фонду капитального ремонта. В данной статье рассмотрим ситуацию, в которой органы государственного жилищного надзора (ГЖН), обязали Фонд капитального ремонта провести капремонт сетей электроснабжения, расположенных за внешней границей стены МКД, включая участки сетей и оборудования, расположенного внутри трансформаторной подстанции.
Фонд капитального ремонта Ставропольского края обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания органа ГЖН, по которому Фонду необходимо было провести капитальный ремонт сетей электроснабжения, расположенных за внешней границей стены МКД.
Суд первой инстанции требования удовлетворил, мотивировал свое следующим: оспариваемое предписание вынесено без учета того, что при реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах региональный оператор проводит капитальный ремонт только внутридомовых инженерных систем электроснабжения многоквартирного дома (внутри дома до его внешней границы); проведение капитального ремонта внешних (наружных) инженерных систем электроснабжения (за пределами внешней стены многоквартирного дома) является нарушением Жилищного кодекса Российской Федерации.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А63-1160/2020, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований фонду отказано. По мнению суда, инспекция правомерно обязала фонд силами и за счет подрядной организации устранить нарушения, выраженные в том, что капитальный ремонт сетей электроснабжения, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома 47 по ул. Ленина в г. Ставрополе (далее – спорный МКД), проведен в отношении части сетей, а не в полном объеме.
Часть 1 ст. 166 ЖК РФ, содержит перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
По общему правилу части 1 ст. 36 ЖК РФ, и пунктов 1, 2, 5, 6, 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491( далее-Правила № 491), состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (пункт 8 Правил № 491).
Суд апелляционной инстанции установил, что согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 06.03.2018, сети электроснабжения, расположенные за внешней границей стены спорного МКД (включая участки сетей и оборудования, расположенного внутри трансформаторной подстанции –до вводно-распределительного устройства), включены в состав общего имущества собственников помещений спорного МКД. Документально данное обстоятельство не опровергнуто.
Таким образом, участок сети электроснабжения, расположенный за внешней границей стены спорного МКД, относится к общему имуществу данного МКД.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда оставил в силе, указал: «суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что на основании акта об осуществлении технологического присоединения, с учетом схемы границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и границы эксплуатационной ответственности сторон (согласно требованиям пунктов 7, 8 Правил № 491), участок сети электроснабжения, расположенный за внешней границей стены спорного МКД, должен был быть включен в договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества спорного МКД, заключенного между фондом и подрядчиком – ООО «Фортис».
Суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что непроведение работ по капитальному ремонту указанного спорного участка сетей электроснабжения нарушает права и законные интересы собственников помещений спорного МКД, так как согласно акту об осуществлении технологического присоединения от 06.03.2018 данный участок относится к общему имуществу спорного МКД и ответственность за его надлежащее содержание возлагается как на управляющую компанию, так и на собственников помещений спорного МКД, оплачивающих взносы на проведение капитального ремонта общего имущества в спорном МКД».
Определением Верховного суда РФ № 308-ЭС21-12492 09 августа 2021г. Фонду капитального ремонта было отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.
Таким образом, если по акту об осуществлении технологического присоединения сети за границами стен МКД отнесены к общему имуществу, то и капитальный ремонт сетей обязан провести Фонд капитального ремонта.
Компания «Бурмистр.ру» объявила об акции для фанатов «нормативки». Долгожданные поправки по КРСОИ + Планируемые поправки в 354 ПП РФ = 4 500 рублей. Если вы купили один из вебинаров, то второй можете приобрести со скидкой – за 1 500р. Заявка здесь.