Ещё в 80-х годах XX века ВВС СССР требовал создать дальний истребитель-перехватчик, способный работать на приличном удалении от базы дислоцирования. Сухой сделал такой самолёт и назвал его Су-27ПУ. Но по ряду причин ВВС отвергли этот самолёт, поэтому в дальнейшем Су-27ПУ переименовали в Су-30 и по сути сделали его оружием против наземных целей. "Новый" самолёт мог нести высокоточные ракеты класса "воздух-земля".
Некоторое количество Су-30 успели поступить на вооружение Российской Федерации, однако в ходе полётных испытаний выяснилось, что самолёт не обладает хорошими лётными характеристиками и достаточной универсальностью. В результате был создан Су-30М - многоцелевой дальний истребитель-штурмовик (или Су-30МК - экспортируемый). Платформа Су-30 универсальна и может нести не только ракеты класса "воздух-земля", но и "воздух-воздух" - по сути Су-30М выполнял те же функции, что и обычный Су-27 (оснащался ракетой AA-12 "Adder"). Это был превосходный штурмовик, так как после установки обновлённой РЛС истребитель Сухого мог наносить высокоточные удары по земле: ракетами и иным вооружением.
Су-30М совершил свой первый полёт в 1992 году. Истребитель позиционировался, как должная замена Су-27Б, однако тогда такая перспектива никем не рассматривалась всерьёз. На презентации говорилось, что новый истребитель-штурмовик обладает импульсивной доплеровской РЛС, нашлемным указателем цели и 6-ю высокоточными ракетами. Никто почти не верил, что в ВВС России попадёт хоть один самолёт, поэтому на всех выставках Су-30М переименовывали в Су-30МК, как бы намекая, что целевой покупатель будет находиться зарубежом. В принципе, так и случилось.
В 1996 году поступают первые заказы на Су-30МК от Индии. Самолёт получил обозначение Су-30МКИ. Единственными отличиями от базовой экспортной версии были: управляемый вектор тяги и дополнительное горизонтальное оперение типа "утка". Кроме того, Индия открыла контракт на производство Су-30 на своей территории. Большая часть комплектующих производилась в России. Также в производстве участвовала французская фирма "Sextant Avionique".
"Индийские" истребители поднялись в воздух в 1997 году. Они были оборудованы отечественными двигателями АЛ-31ФП, которые решали почти все проблемы с манёвренностью. Второй самолёт полетел только в 1998 году. За это время Индия получила несколько Су-30МК с двигателями без УВТ и без переднего дополнительного стабилизатора. В 1999 году в Индию пришли Су-30К, которые имели на вооружении современные высокоточные ракеты. Изначально эти истребители заказала Индонезия, но потом страна отказалась от их закупки. Те самые МКИ поступили в 20-ю эскадрилью "Lightning" в 2002 году. К 2004 году Индия получила ещё 22 самолёта Су-30МКИ. Чуть позже Индия совместно с российскими инженерами довели Су-30МК и Су-30К до стандартов МКИ. Чуть позже Индия стала строить лицензионный Су-30 с целью довести численность флота Flanker до 140 самолётов.
Кстати, занимательный факт, что Су-30МКИ из-за дополнительного стабилизатора и двигателя с УВГ смог многократно превзойти такие западные самолёты, как F-15 и Tornado F.Mk.3.
Для Китая производилась своя модификация Су-30МКК, которая должна была прийти на смену Су-27УБК и Су-27СК, производимых в самом Китае. Эта модификация не обладала передним горизонтальным оперением и двигателями с управляемым вектором тяги. По сути он был во многом схож с о одноместным Су-27СК и Су-27М, однако использовал современные российские системы РЛС. Самолёты собирали в Комсомольск-на-Амуре.
Первый полёт МКК совершил в 1999 году и через несколько месяцев поступил в распоряжение китайских ВВС. В 2003 году был подписан новый контракт с Китаем на поставку 24 новых Су-30МКК2, созданных для противокорабельных операций. Такой самолёт может спокойно нести сверхзвуковую противокорабельную ракету AS-17 "Krypton".
Ещё одним эксплуатантом стала Малайзия, которая закупила Су-30МКМ. Они ничем не отличались от индийских модификаций, то есть обладали дополнительным горизонтальным стабилизатором и двигателями с УВТ. Дополнительно на Су-30МКМ устанавливалась РЛС система "Барс" (Н-011М). На самолёт устанавливалось дополнительное электронное оборудование и система позволяющая дублировать полётные параметры на фонаре кабины (HUD).
Самый большой интерес к советско/российским Flanker-ам проявляла Венесуэла. Эта страна решила заменить свои F-16 истребителями Су-30МК. В 2006 году страна выразила желание закупить ещё 24 самолёта Су-24МК2.
Вот такая коротенькая история про экспортный Су-30МК. Если честно, это восхитительный многофункциональный истребитель, который может даже сейчас соревноваться с некоторыми другими истребителями-одноклассниками. В общем, не зря его так любили. А что расскажете вы? Напишите в комментарии.
Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости из мира авиации. На этом всё, счастливых поездок.