Онлайн-торговля прочно вошла в нашу жизнь. По данным АКИТ, за первый квартал 2022 года объем покупок в интернет-магазинах страны превысил на 59 % показатели прошлого года за аналогичный период и составил 1,25 трлн рублей. Доля электронной коммерции при этом достигла 11,2 % в общем обороте розницы. В связи с ростом спроса растет и количество магазинов. Одни из них выживают, другие — нет. Сегодня выясним, что же является причиной успеха или провала таких запусков.
Главная причина неудач интернет-магазинов
Между созданием интернет-магазина и его строительством есть большая разница. Создание — это больше IT-сторона вопроса: составление текстов, добавление товаров и программирование самого сайта. Многие под этими словами и подразумевают создание интернет-магазина, думая, что если создать сайт, то 90% дела уже сделано. Но спешим огорчить: это далеко не так.
Даже по запросам пользователей в сервисе Wordstat видно, что их больше интересует процесс создания, чем строительство, раскрутка, объем требуемых инвестиций и многое другое, что имеет большую значимость при запуске бизнеса. На скриншоте ниже видно, сколько людей ищут информацию по запросам «создание интернет-магазина», «открытие интернет-магазина».
А скриншот ниже показывает, сколько пользователей хотят узнать, как раскрутить интернет-магазин, как построить eCommerce-проект.
Такому ситуации способствуют многочисленные статьи с бизнес-идеями перспективных направлений. Люди, начитавшись их, думают, что рынок пуст и его нужно заполнить. Но свято место пусто не бывает, за свое место под солнцем нужно бороться.
Главный принцип, который нужно понять перед построением интернет-магазина: «Если у вас нет уникального товара или есть конкуренция, шансы создать полноценный магазин с минимальными вложениями и затратами сил крайне малы». Это нужно четко осознавать. Потому что, когда у вас уникальный товар, вам не нужно придумывать уловки для продаж, строить воронку и разрабатывать стратегии – у клиента просто нет альтернативы, поэтому он купит именно у вас. То же самое и при отсутствии конкуренции.
Выходит, в eCommerce не стоит лезть?
Стоит, но только в том случае, если вы реально осознаете ситуацию. Придется вкладываться в магазин, придется работать и работать – чтобы вы знали – упорно. Довольно распространенная проблема, когда каталог товаров, под которым подразумевают интернет-магазин, отдают специалисту по контекстной рекламе и ждут от него продаж, а в мечтах уже строят планы о путешествии на Гавайские острова. Но реальность другая. Без работы над сайтом, четкой системы продаж, простроенной воронки, стратегии продвижения, системы закупок, мотивации персонала, программы лояльности и много чего еще не стоит рассчитывать на прибыль.
О чему позаботиться прежде, чем создавать интернет-магазин
Позиционирование
Позиционирование — это то, какое место бренд занимает в сознании клиентов и чем его предложение отличается от предложений других компаний. Например, киностудия Disney позиционируется как создатель контента для детей и подростков. Когда в трейлере мы видим ее логотип, сразу понимаем, для какой аудитории этот фильм, что там будет, а чего точно не будет. То есть мы не будем ожидать от этой киностудии психологических триллеров или пугающих хорроров. Примерно то же самое с интернет-магазинами.
Если вы решили продавать одежду, спешим огорчить: есть такие гиганты рынка, как Lamoda и Wildberries, с огромным ассортиментом, большим количеством брендов, отлаженной логистикой, доступными ценами, десятками тысяч отзывов, доверием потребителей и наработанной клиентской базой. Поэтому, если мы захотим продавать одежду в таком же расширенном формате, как они, мы не сможем выжить, если не будем вкладывать огромные средства и силы в раскрутку. Как тогда поступить? Выделиться среди конкурентов нам поможет позиционирование.
При разработке позиционирования за основу можно взять разные характеристики, например:
- производство – эксклюзивный дистрибьютор, особые ткани, забота об экологии и т. п.;
- назначение товара – вечерние платья, клубные откровенные платья, одежда больших размеров, для религиозных, для беременных. Вы специализируетесь на одном из этих направлений и развиваетесь вглубь;
- возраст целевой аудитории – молодежная, детская, подростковая одежда;
- платежеспособность целевой аудитории – брендовая, дизайнерская одежда, эксклюзивные платья от итальянских дизайнеров.
Кроме перечисленных выше, в каждой нише есть уникальные характеристики. Например, одежду можно классифицировать по стилю и продавать товары для хипстеров, привлекая аудиторию, которая одевается необычно и хочет отличаться от всех.
УТП для интернет-магазина
УТП (уникальное торговое предложение) – это то, что будет отличать вас от конкурентов. Это ваше конкурентное преимущество, ваша изюминка.
Примеры УТП
По решению проблемы.
- Таблетки «Антимигрень» снимут головную боль за 5 минут.
- Не работает карта за рубежом? Получите виртуальную карту зарубежного банка.
- Доставка продуктов питания круглосуточно в течение 10 минут.
По скидкам, акциям, подаркам.
- Купите две пиццы и получите «Колу» в подарок.
- Возвращаем кешбэк 10 % на следующие покупки.
- При покупке телефона сим-карта с балансом в 300 рублей в подарок.
Уникальность бизнеса, достоинства компании.
- SEO-услуги от лучшего агентства РФ, по версии «Рейтинг Рунета» за 2021 год.
- Научись фигурному катанию в школе олимпийского чемпиона Плющенко!
- Ресторан японской кухни со звездой «Мишлен».
УТП поможет вам объяснить покупателю, почему он должен выбрать именно вас. Это очень важно, особенно в начале работы магазина. В условиях, когда ваш магазин еще никому не знаком, сильное УТП поможет завлечь первых покупателей, часть из которых останется с вами.
Бизнес-процессы
Выстройте процессы в компании: логистику, систему закупок, систему реализации заказов, доставку, постпродажный сервис и все остальное, что касается внутренней работы магазина. Это очень важно в условиях высокой конкуренции.
Также важно иметь товар постоянно в наличии. Многие интернет-магазины не уделяют этому должное внимание и в итоге, получив заказ, испытывают трудности с его выполнением, в результате чего клиент остается недоволен опытом взаимодействия и в будущем отказывается от услуг компании.
Кроме того, сотрудники магазина должны иметь максимальную информацию об ассортименте и продаваемом товаре, чтобы помогать потенциальным клиентам делать выбор.
Стратегия продвижения
Разработайте стратегию развития магазина и пошагово ее реализуйте. С миру по нитке вы начнете постепенно набирать заказы, а затем удерживать клиентов путем повторных или дополнительных продаж. Да, клиентов нужно не только привлекать, но и удерживать.
Основными каналами продаж для eCommerce являются:
- SEO. Это обязательный канал, от которого нельзя отказаться даже в условиях ограниченного бюджета. Интернет-магазин делается под SEO, именно из поисковых систем идет больше всего трафика;
- контекстная реклама, заточенная под интернет-магазины;
- email и SMS-рассылки по готовой базе для получения повторных продаж;
- маркетплейсы и агрегаторы товаров («Яндекс.Маркет», Google Merchant Center, Wildberries, Ozon и прочие);
- реклама на тематических сайтах;
- брендовая реклама;
- страницы в социальных сетях;
- видеообзоры товаров на YouTube;
- онлайн-карты («Яндекс.Карты», «Яндекс.Организации», «Google Мой бизнес», 2ГИС, 4GEO).
Не надейтесь выжить на одном канале. Чем больше источников привлечения трафика, тем лучше для магазина, потому что быстрее начнутся продажи. А после продажи работайте на удержание клиента, это дешевле, чем привлечение новых.
Проверка готовности сайта к запуску
Дадим лишь короткий список того, на что нужно обратить особое внимание перед запуском.
- Добавьте максимум фильтров: навигация в интернет-магазине крайне важна, особенно если альтернативных предложений много.
- Продают картинки, поэтому публикуйте изображения товара с разных ракурсов, показывая все мелочи.
- Дайте посетителю то, что ему нужно, предоставьте четкий ответ на запрос.
- Ваш сайт должен помогать клиенту с выбором нужного товара в зависимости от его потребности, поэтому добавьте поиск, четко прописывайте названия, делайте блоки с похожими товарами.
- Разместите всю информацию о компании и ее деятельности: сроки доставки, когда и как платить.
- Создайте полноценные карточки товаров, указав заголовок, описание, цену, характеристики, производителя, бренд, страну, данные продавца, отзывы, рейтинг и т. п. Чем больше подробностей вы добавите, тем легче будет посетителю выбрать этот продукт. Потенциальный покупатель должен видеть преимущества и недостатки.
- Укажите на сайте реквизиты вашей компании, адреса, контакты, фотографии сотрудников и руководителей, фото офлайн-точек (офиса, магазина, склада).
И это еще не все. Вам нужно следить за конкурентами на постоянной основе, чтобы принимать меры при изменении их предложений. Нужно постоянно держать руку на пульсе, иначе можно пропустить важные моменты и упустить клиентов, вернуть которых будет очень сложно.
Интернет-магазины — это одна из самых сложных ниш в сфере интернет-бизнеса. То, что мы рассказали в этой статье, — это даже не 1% информации, которую нужно знать при запуске бизнеса. Строительство интернет-магазина — это давно не IT-сторона вопроса, а сложная система. Вам нужно построить систему, которая будет работать стабильно и без сбоев. Для этого нужны как компетентные сотрудники, так и знающие свое дело подрядчики. Следите за нашими статьями, если хотите развивать свой магазин и увеличивать прибыль. Помните: главное — делать, а не знать. Если у вас есть интернет-магазин и вы недовольны его работой, получаете мало продаж или не можете вырасти, обратитесь в «Поисковую индустрию» за бесплатным аудитом (сайта, SEO, используемых рекламных систем). Данные, полученные в ходе аудита, помогут выявить узкие места и западающие зоны, с которыми нужно работать. Хороших продаж!