Вся наша речь состоит из слов разной слоговой структуры. Когда ребенок начинает овладевать речью, то начинает говорить слова в следующей последовательности:
1. Двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, папа, баба, муха, вата, кофе.
2. Трехсложные слова из открытых слогов: панама, канава, минута.
3. Односложные слова: мак, пух, кот.
4. Двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, петух, туман.
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова: тыква, кепка, танки.
6. Двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: компот, фонтан.
7. Трехсложные слова с закрытым слогом: котенок, теленок, патефон.
8. Трехсложные слова со стечением согласных: конфеты, котлеты, комната.
9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник.
10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных: старушка, ласточки.
11. Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова: прут, клей, хлеб, волк.
12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка.
13. Четырехсложные слова из открытых слогов: паутина.
Про возрастные нормы слоговой структуры слова я писала в этом посте. К сожалению, не все дети идут в ногу с нормами и у многих детей слоговая структура нарушена. Их речь может выглядеть вот так:
1. Нарушение количества слогов:
- Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
- Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
- Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» — комната.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
- Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот.
3. Искажение структуры отдельного слога:
- Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
- Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон.
4. Уподобление слогов: «кококосы» — кокосы.
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога): мирмишель - вермишель.
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» — ананасы.
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.
Коррекционная работа по слоговой структуре слова строится, исходя из нарушения речи и причин нарушения речи. В среднем сроки коррекции слоговой структуры слова могут варьироваться от 6 до 12 месяцев. Как я уже сказала, все зависит от тяжести нарушения речи, регулярности занятий и выполнения всех рекомендаций логопеда.
Если в дошкольном возрасте не исправить слоговую структуру, то это нарушение вместе с ребенком пойдет в школу. Тогда коррекционная работа будет идти дольше и тяжелее.
Статья была полезна? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал.