Найти тему
Живопись

Пропуск в элиту голландских мастеров

1606. Для европейской живописи XVII века сюжет похищения Европы был жуткой банальностью. Но чего ещё, помимо очередной интерпретации античных мифов, можно было ожидать от молодого ученика господина Ластмана, едва-едва начавшего самостоятельную карьеру? Ну разве что картин на исторические и библейские темы.

В те годы голландская школа барокко (в частности — её утрехтские мастера) «болела» наследием гениального Караваджо. Так стоит ли удивляться, что вслед за старшими товарищами по творческому цеху наш герой сделал ставку на выраженный переход от тени к свету, отдав ему на откуп львиную долю драматических эффектов полотна? Ну конечно же нет.

«Похищение Европы», 1632, холст, масло, 64.6 × 78.7 см, Музей Гетти, Лос-Анджелес
«Похищение Европы», 1632, холст, масло, 64.6 × 78.7 см, Музей Гетти, Лос-Анджелес

Ах да: барокко. Та тщательность и даже скрупулёзность, с которой художник отобразил (до театральности) приятный глазу антураж — не более чем дань культуре броской пышности. Пройдут года, он повзрослеет, и перестанет «наряжать» натурщиков в блестящие одежды, когда сие не обусловлено сюжетом. Не станет превращать детали композиции в декор ради декора... Но это будет позже. Пока что мы имеем что имеем. Барокко — «в полный рост», со всеми плюсами и минусами стиля, из-за которых авторский подход проглядывает робко и местами.

«Похищение Европы», 1632, фрагмент
«Похищение Европы», 1632, фрагмент

Но даже этого немногого хватает для того, чтобы понять: у молодого автора — большое будущее. Обратите внимание на пальцы девушки, вцепившиеся в бычью шею. На зрительный контакт со слугами, оставшимися позади. Как много в этом взгляде! Смирение и ужас, растерянность и понимание — в пропорции, которой веришь. Миф превращается в трагический сюжет, он обретает смысл, и значит — жизнь. А как богат на вариации мазок! Ему подвластно было создавать текстуры шелка и парчи, мерцающих небес и смутных отражений, растительности самых разных типов, кожи, дерева, воды. И у всего — своя температура, податливость, объём и вес.

«Похищение Европы», 1632, фрагмент
«Похищение Европы», 1632, фрагмент

И в довершении — прекрасный лик Европы. У современников он вызвал столько восхищения и пересудов, что мы легко возьмёмся написать о нем солидную статью... В том случае, если Вас заинтересует эта тема.

«Молодая девушка в отделанном золотом плаще», 1632, масло на овальной панели,
59 x 44 см, Лейденская коллекция
«Молодая девушка в отделанном золотом плаще», 1632, масло на овальной панели, 59 x 44 см, Лейденская коллекция

Картина «Похищение Европы» стала для художника своеобразным «пропуском» в элиту голландских мастеров. О нем заговорили как о мастере мифологического, а позже — исторического жанра, который в эти годы находился на подъёме.

Но наш герой избрал себе иную ипостась. Шло время, жанр оставался в сфере интересов, но много глубже и сильней его интересовала Личность. Мир мыслей, чувств, характеров и судеб, где внешние эффекты ушли на третий план. Ну разве что любимые приемы светотени остались с юных лет почти что неизменны... А впрочем, поговорим об этом в следующий раз.

Чуть не забыли. Художника, которому посвящена статья, зовут Рембрандт Харменс Ван Рейн. Наверно Вы и сами догадались)).

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись — большое спасибо!