Ф.М. Достоевский «Честный вор».
Странный рассказ, честное слово. Банально было писать о том, что произведения великого писателя заставляют задуматься, но это, видимо, именно тот случай. Неоднократно ловил себя на мысли, наблюдая за бомжами, что есть люди, которые специально изводят себя. Что это: болезнь, желание, как можно жестче для себя покинуть этот мир. Они не принимают никакой помощи, живут, угасая, как свечка. Я почему-то считал, что данное явление -исключительно сегодняшних дней. Нет, оказывается, о подобных людях, писал ещё Ф.М. Достоевский.
Понятно, что Достоевский исповедовал в своих произведениях идеалы христианского социализма. Все люди равны душою, в каждом есть что-то хорошее и светлое. Стоит заметить, что детство Достоевского проходило в семье доктора Мариинской больницы для бедных. Будучи писателем, Фёдор Михайлович часто приглашал нищих, подробно расспрашивал их о жизни. Падшие люди для него были объектами пристального внимания и изучения. В каждом из них он исследовал душу, искал душевные крупицы золота. «В каждом есть хороший человек», - не уставал повторять писатель.
«Честный вор» - рассказ об очень непростой дружбе Астафия Ивановича, главного героя и его странного друга - горького пьяницы Емельяна Ильича. Астафий Иванович, работает, живет честно, всеми силами пытается образумить своего друга Емельяна Ильича. Емельян Ильич, напротив, пьёт, ворует, являясь полной противоположностью Астафию Ивановичу. Главный герой необъяснимо привязан к пьянчужке, но все же решает от него сбежать, тайно переменив жильё. Непонятным образом, уже на вторые сутки, Емельян Ильич находит его.
Казалось, незначительная деталь, но она лишь подчёркивает силу непонятной и неразрывной дружбы. Как тут не вспомнить о силе закона единства противоположности. В конце повествования Емельян Ильич крадёт у главного героя панталоны и пропивает их. Однако угрызения совести не оставляют его, он впадает в лихорадку. И уже, будучи при смерти, много раз прощенный за воровство, он слёзно просит Аставфия Ивановича взять его старую, рваную шинель, просит не хоронить его в ней, мол, обойдусь. Ему очень приятно сознавать то, что после его ухода, хоть что-то останется.
Сама кража панталон происходит на великий православный праздник. Это ещё одна деталь рассказа. Прощение Астафия Ивановича воспринимается, как награда Божья. И уход в мир иной происходит с чистой совестью. Оставленная шинель служит, своего рода, компенсацией за все лишения главного героя.
Пытливый читатель, наверняка догадался, что Достоевский затрагивает вечную литературную тему «гоголевской Шинели». Хотя «гоголевская Шинель» так затаскана, её пытаются втиснуть, куда ни попадя. Фраза Григоровича о том, что «все мы вышли из гоголевской Шинели» стала чуть ли не национальной идеей. Естественно, для советских и постсоветских воров она была чуть ли не нравственным оправданием.
Еще одна интересная деталь рассказа Достоевского «Честный вор». Новый постоялец, после смерти Емельяна Ильича, рассказал, как совсем недавно он увидел человека. Тот бесцеремонно взял его, постояльца, бекеш, т.е. шинель, и бросился бежать. Может это был призрак покойного Емельяна Ильича? Он приходил за своей шинелью? В рассказе явно напрашиваются подобные вопросы.
Ни один вор никогда не сознается в том, что он хотел нанести страдания другому человеку. Но, пожалуй, ни один вид преступления не может нанести столь глубокие душевные раны, как воровство. Вроде бы стандарт воспитания в современном обществе приблизительно одинаков, тогда почему уровень воровства практически не изменяется? Над этим вопросом бьются не одну сотню лет. Своим рассказом Достоевский, как бы оставляет место для оправдания и прощения воровства. Так ли это, трудно сказать.
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал