По следам легенды
На одном из областных краеведческих семинаров в 2012 году представительница Варненского района поинтересовалась у меня названием самого значимого объекта, который олицетворяет или является брендом моей малой Родины. Соответственно, в Варненском районе таким символом и гербом центра муниципального образования служил средневековый мавзолей Кесене. Мой отец, родом из Варны, согласно древней легенде называл полуразрушенную каменную гробницу Башней Тамерлана. Пожалуй, с изучения в детстве фотографии данного памятника истории началось мое увлечение археологией. На самом деле, многие районы Челябинской области ассоциируются с природными или историческими достопримечательностями, такими как Аркаим, Игнатьевская пещера и озеро Зюраткуль. Наш район богат памятниками истории и архитектуры, а также особо охраняемыми природными территориями, но ярко выраженного объекта туристического паломничества он, к сожалению, не имеет.
В 2018 году директор краеведческого музея Т.Е. Бобина передала мне для ознакомления хранящийся в архивах Владимира Константиновича Егорова любопытный документ 42-летней давности. На мой взгляд, данная информация имеет отношение к событиям многотысячелетней давности и является ключом к выявлению потенциального брендового объекта Красноармейского района, поэтому я привожу ее полностью:
«Директору Челябинского областного краеведческого музея
тов. Алексеевских Н.С. от экскурсовода Цинриса Л.А
ДОКЛАДНАЯ
13 июля, днем, во время дежурства по музею, ко мне обратился один посетитель, шофер такси тов. Вишняков Алексей Степанович (его адрес: Челябинск, пр. им. Ленина, 28, кв. 36) телефон 52-59-60 или 77-05-12 (рабочий) и сделал следующее сообщение. Сам он родом из села Нижняя Петропавловка Русско-Теченского сельсовета Красноармейского района (это в 100 км от Челябинска, 3.5 часа езды на автобусе). Так вот. В этом селе на обрывистом берегу реки Течи (Русской Течи) испокон веков (вероятно лет 200-300) лежал округлый, почти шарообразной формы камень синевато-серого цвета, диаметром не менее 2 м. Вес камня, как утверждает тов. Вишняков, не меньше тонны. Народная молва окрестила эту глыбу «Огненным камнем». Видимо, это не что иное, как метеорит. Много лет назад, говорит тов. Вишняков, этот камень привезли откуда-то мужики. Когда шла война от камня откалывали небольшие кусочки и употребляли как кресала, т.е. высекали ими огонь (спички были в большом дефиците). Как-то раз, вспоминает этот товарищ, группа молодых парней взялись за камень, раскачали этот камень и скатили его в реку, куда он плюхнулся с шумом.
Шло время. Речка Теча изменила русло и камень, то бишь метеорит, оказался на сухом месте, но занесенным слоем песка и ила. Так что теперь его даже и не видно над поверхностью земли. Вишняков утверждает, что камень (метеорит) находится примерно на глубине 1 м. и что он почти точно может указать место, где нужно копать, чтобы извлечь камень из земли. Насколько я знаю, у нас в экспозиции отдела природы метеорита нет, в фондах есть небольшой кусочек метеорита, но не наш, а с Сихоте-Олиня и не каменный, а железный. Считаю, что сообщение этого товарища об «огненном камне» из Нижней Петропавловки заслуживает внимания. Его надо проверить. А для этого можно было бы послать на место кого-нибудь из научных сотрудников, например, Куклина Сергея Борисовича и еще кого-нибудь из Челябинска, кто знаком с метеоритами, чтобы, откопав камень, взять кусочек его для хим. Анализа.
Кстати, тов. Вишняков А.С. предлагает свои услуги. 28-29 июля у него выходные дни, и он может выехать на место, чтобы показать, где лежал камень. А может он поехать и в другой день, какой нам удобно, если его отпустят с работы, чтобы съездить в село. Мне кажется, можно было бы этому товарищу оформить командировку на один день, как нештатному научному сотруднику музея и попросить, чтобы руководство таксопарка, где он работает, отпустило бы его на один день для поездки в с. Нижняя Петропавловка. Выкопать камень могли бы помочь здешние жители, рабочие совхоза. Погрузить камень на машину (желательно бортовую) мог бы брат тов. Вишнякова, водитель автокрана. Он работает там же, в Нижней Петропавловке.
Таким образом, во-первых, надо решить вопрос с поездкой нашего человека, чтобы взять образец этого якобы метеорита, во-вторых, если подтвердится, что это метеорит, надо будет, я думаю, вывезти его к нам, в музей. Прошу Вас рассмотреть сообщение тов. Вишнякова и вынести свое решение».
13.07.1980 г. подпись
(Стиль и орфография докладной записки сохранены – примечание редакции)
Следует пояснить, что село Нижнепетропавловское было основано в 1 половине 18 века на старой дороге из Тобольска в Среднюю Азию. Образовалось при слиянии двух старинных крестьянских деревень – Нижняя и Щербаковка. Во время 1-й Генеральной ревизии 1719 года в Нижней было учтено 17 дворов (100 душ мужского пола) и в Щербаковке – 5 дворов (19 душ). В июне месяце 1742 года немецкий путешественник Иоганн Георг Гмелин проезжал через деревни Нижняя и Щербаковка и, с его слов, поселения насчитывали около 70 крестьянских дворов. В годы Советской власти численность населения Нижнепетропавловки достигала своего наивысшего уровня и составляла около 4500 жителей. В настоящее время в селе проживает не многим более 300 человек.
Метеоритную версию происхождения загадочной глыбы я не буду рассматривать по причине ее несостоятельности, хотя именно название «Огненный камень» наводит на мысль о его внеземном происхождении и падении с неба. Я полагаю, что данный камень с незапамятных времен являлся культовым объектом, местом поклонения и паломничества. Причем, не «испокон веков 200-300 лет», а испокон тысячелетий. Три века назад у первопоселенцев деревни были совершенно другие проблемы обустройства, чем привозить неизвестно откуда огромный валун.
Доказать факт использования камня в ритуальных целях может выявление и исследование площадки на краю обрыва, где первоначально лежал валун. Не исключено, что в данном месте обнаружатся предметы, датируемые не только эпохой бронзы, но и поздним каменным веком (аналог – Стоунхендж). Олицетворение сил природы является одним из истоков религии. Знания первобытного человека об окружающем мире были ничтожно малы, и он наделял реальные предметы не только не присущими им качествами, но и сверхъестественными свойствами. Отсюда происходит культ неодушевленных вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении материальным предметам. К примеру, культовые камни могут исполнять различные функции. Есть камни – покровители, обереги. Камни-метеориты или «небесные камни» у многих народов являлись символом плодородия и назывались «гром-камни». Аналогичный синего цвета валун (Синь-Камень) находится на берегу Плещеева озера и является одним из немногих выявленных и подлинных ритуальных объектов, сохранившихся со времен языческой Руси. Современные ученые даже выявили культ «синих камней», который уходит корнями в эпоху бронзового века и имеет финно-угорское происхождение.
Мои первоначальные попытки определить месторасположение погребенного Огненного камня в селе Нижнепетропавловское не увенчались успехом. Река Теча изменила свое русло в пределах села на приличном расстоянии и немного сузить круг поиска позволяет разве что упоминание в докладной записке о наличии поблизости обрывистого берега. Глава Русско-Теченского сельского поселения Е.Н. Лебедева с помощью местного краеведа И.В. Прокопьевой попытались разыскать очевидцев минувших событий, но выяснилось, что сам А.П. Вишняков умер еще в конце 90-х годов прошлого века, а его брат-крановщик относительно недавно – в 2015 году. В 2008 году также умер сотрудник челябинского областного краеведческого музея Сергей Борисович Куклин. О судьбе директора музея мне известно только то, что он возглавлял учреждение в период 1977-1982 годов. Я надеялся, что опрос старожилов села позволит обнаружить загадочный камень и предполагаемое местонахождение древнего капища (святилища) на берегу реки, но никто из жителей не смог мне дать подсказки и вразумительного ответа.
На территории района мною выявлено два места, идеально подходящие по природным характеристикам для использования древними южноуральцами в ритуальных и обрядных целях (археологи согласились с моими доводами). Помимо керамики бронзового века на данных площадках я находил следы присутствия первобытных людей эпохи позднего каменного века и кости ископаемых животных (дикая лошадь, мамонт). Но в этих двух случаях выбор сакральных мест был обусловлен исключительно природным ландшафтом, а площадка под Огненным камнем, по моему убеждению, являлась не просто местом проведения ритуальных церемоний, но и имела соответствующий почитаемый культовый объект.
В случае обнаружения Огненного камня я полагал, что ученые внимательно исследуют его на предмет возникновения округлой формы, что могло явиться следствием как древней рукотворной обработки, так и естественным природным образованием (к примеру, окатан при прохождении ледника). Инженер-геолог с 43-летним стажем В.Н. Бобылев выдвинул версию о вулканическом происхождении камня в результате равномерной и каплевидной кристаллизации магмы, что приводит к образованию круглой формы. Не исключено, что некогда камень хранил на поверхности отличительные особенности в виде выбитых или нанесенных краской изображений, которые могли иметь разную тематику – ритуальную, мемориальную или знаковую. Их следы могли сохраниться даже после значительных повреждений, причиненных камню людьми в последнее столетие.
Помимо челябинских ученых к поиску Огненного камня с выездом на место подключились и экстрасенсы. По утверждению одной провидицы огромный валун некогда находился в двух километрах севернее от площадки, с которой был сброшен в реку в послевоенные годы. В том, что камень был сознательно поставлен на краю речного обрыва сомнений нет. Моя задача заключалась в том, чтобы достоверно определить – кто, когда и с какой целью это сделал? Но сначала необходимо найти и извлечь из небытия сам камень.
Местонахождение Огненного камня мне пришлось вычислять путем умозаключения и исходя из анализа топографии местности. Современные ученые выявили культ «синих камней», который уходит корнями в эпоху бронзового века и имеет финно-угорское происхождение. Поэтому я сразу сделал предположение о том, что загадочная каменная глыба являлась культовым объектом древних южноуральцев и, соответственно, должна была находиться на поселении, датируемым, как минимум, эпохой бронзового века. Три-четыре тысячи лет назад люди на территории современного села Нижнепетропавловское могли долговременно останавливаться только в трех местах, так как в особенностях выбора места проживания в эпоху бронзы существуют определенные закономерности. Два потенциальных места возможного расположения древних поселений с низменным берегом я исключил сразу, так как камень, согласно письменному источнику 1980 года «лежал на обрывистом берегу реки». Вторая подсказка докладной записки оказалась не менее важной, поскольку А.С. Вишняков указывал, что «группа молодых парней скатили камень в реку, куда он плюхнулся с шумом». Но на всем протяжении реки в пределах Нижнепетропавловки есть только одно место неподалеку от церкви, где Теча в послевоенные годы поменяла русло и отошла от береговой линии на не значительное расстояние в 25 метров. Во всех других местах старичные берега Течи отстояли от современного русла на сотни метров, и обширная пойменная долина в середине прошлого века не затапливалась речными водами, за редким исключением обильного прохождения паводковых вод. И именно привлекшее мое внимание место топографически являлось характерным для поселений эпохи бронзового века, поскольку представляло ярко выраженное старичное мысовое образование. Теперь я знал, где находился Огненный камень с точностью до 10-15 метров (на берегу реки в центре мыса) и мне оставалось только выехать на место, чтобы убедиться в достоверности своих рассуждений.
6 октября 2019 года наша поисковая группа впервые отправилась осматривать указанную мною точку на карте села Нижнепетропавловское. В экспедиции приняли участие руководитель научно-исследовательского общества «Астроис», член научно-исследовательской лаборатории археастрономии и астрономии в культуре О.О. Полякова; коммерческий директор ООО КЭП «Лаборатория вариантов» А.В. Кузьмина и ученик 7 класса 137 школы г. Челябинска Максим Ларин. При остановке на месте предполагаемого нахождения Огненного камня мы сразу заметили на самой оконечности старичного мыса надпойменную террасу, идеально подходящую как для проживания людей эпохи бронзового века, так и для площадки под культовый объект. Находилась площадка в нескольких метрах от крутого берега реки. Спустившись с береговой террасы, мы издали увидели и сам Огненный камень, более чем наполовину погруженный в песчаные отложения Течи.
Округлая, почти шарообразная каменная глыба по всем параметрам соответствовала описанию А.С. Вишнякова и имела синевато-серый цвет. Вес камня также совпадал с характеристикой – около тонны. По утверждению А.С. Вишнякова Огненный камень был полностью занесен речными наносами, но, по всей видимости, паводковые воды размыли песок и частично обнажили валун. Имелись также расхождения в описании размеров камня, которые по факту оказались гораздо меньшими. Не думаю, что состоящий из кварца камень значительно потерял в объеме по причине постоянного дробления жителями села для использования отщепов в качестве кресала как заменителя дефицитных в годы войны спичек. Скорее всего, сам Алексей Степанович по причине более позднего рождения не видел камень своими глазами, а был наслышан о нем от своих родителей. И возможно, что в своих воспоминаниях перепутал диаметр камня в два метра с той же его окружностью. И крайне маловероятно, что каменная глыба могла быть занесена с послевоенных лет песчаными отложениями реки на три метра по причине низкого уровня воды в Тече.
Все окончательно прояснилось, когда первый же старожил села близлежащего дома открыл мне ворота и дал утвердительный ответ о знакомстве с автором докладной записки по Огненному камню – А.С. Вишняковым. Более того, пожилой мужчина показал мне рукой на соседний полуразвалившийся деревянный дом, в котором некогда проживал Алексей Степанович с родителями. Теперь мне стало понятным, почему он один из всех жителей села знал о существовании камня и его месторасположении. В малолетстве мальчик жил буквально в нескольких метрах от возвышенной площадки, на которой лежал Огненный камень.
На территории Красноармейского района я открыл более двухсот стоянок и поселений, датируемых учеными от эпохи позднего каменного до раннего железного века. Но при этом я ни разу не находил предметов, используемых людьми в качестве ритуальных и культовых объектов или древних обсерваторий. Для подтверждения моей версии о нахождении Огненного камня на территории современного села Нижнепетропавловское не «испокон веков» по утверждению А.С Вишнякова, а, по моему мнению, - испокон тысячелетий, необходимо производство археологических раскопок. Также необходимо провести тщательный осмотр распаханной поверхности земли садоводческих участков, расположенных в пределах старичного мыса до его напольной стороны, с целью обнаружения фрагментов керамических изделий или костных останков животных.
Культ священных Синих камней в эпоху бронзового века был распространен на огромные территории. Некоторые ученые предполагают, что культ Синих камней зародился в междуречьи Оки и Волги, а впоследствии охотники и рыбаки разнесли обряды поклонения Синим камням в другие регионы, включая территорию Урала. Культ Синих камней известен у народов ханты, манси и других уральских народов, таких как самоеды. Легенды о падении Синих камней с неба (название – Огненный камень) связаны с грозовым божеством финно-карельской мифологии Укко. Славянское освоение территории финно-угорских племен проходило мирно. В течение долгого времени славяне и финно-угры жили вместе или рядом. Из-за слабой заселенности территорий финно-угорские племена полностью растворились среди пришельцев. Такая стремительная ассимиляция обусловлена многочисленностью славян и их более высоким уровнем общественно-политического развития в отличие от коренного населения.
19 октября 2019 года осматривать найденный мною в селе Нижнепетропавловское так называемый Огненный камень отправились доктор исторических наук А.Д. Таиров и глава Красноармейского муниципального района Ю.А. Сакулин. После тщательного исследования местности Александр Дмитриевич подтвердил мое предположение, что вторая надпойменная береговая терраса старичного мысового образования является идеальным местом для существования поселения именно эпохи бронзового века. К сожалению, установившийся минувшей ночью снежный покров не позволил нам, как мы надеялись, визуально обнаружить фрагменты древней керамики на распаханных и близлежащих садоводческих участках без производства археологических раскопок. Сам я ранее не предпринимал и не предпринимаю в настоящее время индивидуальных попыток исследовать огороды на предмет поиска древней керамики по той простой причине, что для необходимого в таких случаях официального подтверждения находки требуется личное присутствие эксперта федерального уровня в области археологии, каким является профессор А.Д. Таиров. Либо – профессиональный археолог должен обнаружить старинный артефакт собственноручно.
При расширенном исследовании местности я обратил внимание на крутую излучину реки Течи с западной стороны старичного мыса до его напольного основания, протяженностью около 170 метров. Дугообразный изгиб старого русла Течи допускал большую вероятность выноса течением реки мертвых тел ископаемых животных на данную береговую террасу десятки тысячелетий назад. Вполне возможно, что первобытные люди знали об этой особенности и приходили сюда утилизировать вынесенные на берег реки туши мамонтов. Аналог – старичная излучина реки Миасс в окрестностях поселка Мирный, где, обратив внимание на особенности топографии местности в 2015 году, я обнаружил более 300 фрагментов костных останков носорога, дикой лошади, сайгака, бизона и мамонта. Три года спустя там же я открыл палеолитическую стоянку первобытных людей, возраст которой, по мнению уральских ученых, составляет, минимум, 20 тысяч лет. В таком случае, не исключено, что данный мыс в Нижнепетропавловке также являлся кратковременной летней стоянкой охотников эпохи позднего каменного века, а Огненный камень на оконечности мыса обозначал собою место удачной промысловой охоты древних южноуральцев. Ведь каменные глыбы имели не только культовые, но и чисто прикладные функции. Прежде всего, они использовались в древности как маркер какой-либо границы или служили указателями, обозначающими, к примеру, брод реки или источник легкой добычи пищи.
После изучения фрагментов Огненного камня в лаборатории Южно-Уральского государственного университета отпала версия о его внеземном (метеоритном) происхождении. Внушительная по размерам и весом около тонны каменная глыба по определению челябинского геолога С.В.Колисниченко оказалась кварцитом. Происхождение кварцита обусловлено метаморфизмом кремнистых осадков и некоторых магматических горных пород (кварцевых порфиритов). Чаще всего образование кварцитов связанно с перекристаллизацией песчаников в процессе регионального метаморфизма. По мнению другого именитого инженера-геолога с 43-летним стажем работы и нашего земляка В.Н. Бобылева Огненный камень имеет вулканическое происхождение и является застывшей магматической каплей. При извержении вулканов стекающая лава зачастую образует тела самой разнообразной формы, а двигавшийся впоследствии ледник неоднократно передвигал магматическую породу на сотни километров, при этом дополнительно обтачивал, шлифовал и придавал каменной глыбе диковинный округлый вид. В таком случае, название – Огненный камень, в прямом смысле слова будет соответствовать действительности, поскольку первоначально глыба являлась раскаленной огненной магмой. Выброшенный во время извержения из жерла вулкана кусок лавы также может во время вращения и остывания приобретать в полете специфическую форму – от шаровидной до цилиндрической. Диаметр таких, так называемых – вулканических бомб, может достигать семи метров.
Я полагаю, что Огненный камень образовался вследствие метаморфизма, то есть видоизменения смешанных осадочных и магматических горных пород под воздействием иных физико-химических условий. Благодаря движениям земной коры, осадочные и магматические породы подвергаются воздействию высокой температуры и огромного давления. При этом они частично или полностью меняют свою структуру и минеральный состав. По утверждению С.В. Колисниченко кварцитовая порода камня однозначно позволяла жителям Нижнепетропавловки в годы войны использовать отщепы глыбы в качестве заменителя дефицитных спичек – кресала (огнива). Это свидетельствует о достоверности сведений А.С. Вишнякова, полученных от старожилов Нижнепетропавловки. Самое большое различие между кварцем и кварцитом заключается в том, что последний является натуральным камнем. Кварцит более жаростойкий, чем кварц и обеспечивает большую термостойкость.
Сергей Васильевич, как геолог, также высказал предположение о том, что 330 лет назад первопоселенцы Нижнепетропавловки могли прикатить на берег реки каменную глыбу (что также соответствует устным источникам легенды) с последующим измельчением кварцита для приготовления жерновов. После дробления кварцит помещали в бетон, из которого отливали жернова. Следует отметить, что данная местность – единственная во всем селе, идеально соответствующая рельефным условиям возникновения водяной мельницы и сооружения плотины. Ниже по течению Течи узкое русло реки расширяется и переходит в широкую пойменную низменность, исключающую техническую возможность для постройки дамбы или отвода воды. Мельница могла быть и ветряной, поскольку стояла на продуваемом со всех сторон возвышенном мысу. На береговой террасе сохранились следы кладки каменных фундаментов строений, увы, определить их назначение пока не представляется возможным. Но у меня возникают сомнения в убедительности версии использования глыбы в качестве вспомогательного материала для изготовления жерновов, так как я видел, с каким трудом А.Д. Таиров откалывает железным молотком мелкие фрагменты породы от Огненного камня для последующего анализа в научно-исследовательской лаборатории. Для использования измельченного кварцита при отливке жерновов первопоселенцы Нижнепетропавловки благоразумно могли в неограниченном количестве доставить необходимый каменный материал мелкой фракции, а не утруждать себя пустой тратой времени и изматывающим физическим трудом дробить огромную глыбу на мелкие части. Следует отметить, что никаких сколов на видимой поверхности Огненного камня мы не заметили.
Поверхность Огненного камня, частично отмытая от многолетней грязи, на самом деле имела темно-сероватый оттенок и лишь в нескольких местах при солнечном освещении отражались синеватые блики. По этой причине мое предположительное обозначение и название камня - Синий, казалось, было лишено здравого смысла, а также рушилась моя версия о его культовой принадлежности. Однако, в действительности, эпитет «синий» применительно к камню возник на основе раннего заимствования славян у финно-угров, причем не совсем правильно истолкованного и понятого. В финно-пермских диалектах стен означает черный, в языке коми сим – темный и так далее. Таким образом, изначально любой Синий камень финно-уграми назывался Черным. А поклонение Черным камням известно по всей планете. Самый знаменитый пример – мусульманская Кааба в Мекке.
Скрытый более чем наполовину Огненный камень необходимо полностью извлечь из песчаных отложений реки для детального изучения всей шероховатой поверхности на предмет обнаружения следов рукотворной обработки. В древности считалось, что Священные камни могут приносить людям большую пользу, но для этого полагалось сделать какое-либо приношение. Поэтому в культовых камнях в древности делали специальные углубления в форме чаши, где оставляли жертвенные дары (масло, молоко, зерна). Однако преждевременно откапывать и поднимать камень с песчаной отмели без предварительного замера уровня радиации. Глава района Ю.А.Сакулин, как человек компетентный в данном вопросе, пояснил нам, что ходить около Огненного камня относительно безопасно, но тревожить штыковой лопатой почву и наносные речные отложения на глубину более метра крайне рискованное занятие. К моему счастью пойменная долина реки Течи в данном месте не отсыпалась щебнем с целью уменьшения уровня радиационного загрязнения, что позволило мне в результате поисков визуально обнаружить Огненный камень. Но с другой стороны необходимо соблюдать меры предосторожности при извлечении и транспортировке глыбы на прежнее место.
Поблизости от первоначального месторасположения Огненного камня полвека назад бульдозер снес отвалом часть 5-метровой старичной террасы берега. Я подточил штыковой лопатой часть обрыва в месте прохождения техники и извлек из земли около двух десятков обломков керамики первых поселенцев Нижнепетропавловки, зубы и кости коровы, угли от костра и мелкие фрагменты железных изделий. В одном месте штык лопаты внезапно провалился в пустоту. По всей видимости, в данном месте в земле некогда стоял деревянный столб, от которого остались мелкие фрагменты изгнившей древесной трухи.
Я абсолютно уверен в том, что предварительно исследованная нами старичная мысовая оконечность берега реки была облюбована 330 лет назад как центр будущего населенного пункта не только первопоселенцами Нижнепетропавловки, но также являлась местом обетованным в глубокой древности и заселялась людьми еще, как минимум, дважды, - около 10000 и 4000 лет назад. И что следующие за обнаружением Огненного камня удивительные открытия не заставят себя ждать.