2 мая 1945 года, за 7 дней до окончания Второй Мировой войны в Европе, произошло хоть и трагическое, но довольно символическое событие. В клинике Тутцинга в Баварии скончался один немец. Он не имел никакого отношения к развязыванию этой страшной войны. Нет даже никаких свидетельств, чтобы он, подобно некоторым своим родственникам, сочувствовал нацистскому режиму - ему было не до политики. И тем не менее его настигло пусть и не совсем заслуженное, но вполне закономерное возмездие. В клинике не смогли сделать ему переливание крови - все запасы крови американцы изъяли для спасения узников концлагерей. Но не только это было символично в трагической смерти принца Вальдемара Прусского. 2 мая 1945 года умер последний гемофилик королевской Европы. С тех пор эта страшная болезнь среди членов августейших семейств больше не фиксировалась.
При гемофилии у человека затруднено свёртывание крови. То есть травма с кровотечением, которую здоровый человек переживёт довольно легко, для гемофилика становится смертельной. Особенно опасны для таких людей внутренние кровоизлияния. Гемофилией болеют исключительно мужчины, но наследуется она и по женской линии. В принципе женщины тоже могут страдать от этого заболевания, но только в случае, если мать была переносчиком гемофилии, а отец - гемофиликом, что, как вы сами понимается, практически нереально.
Наверняка многие из вас слышали, что этой болезнью страдал несчастный царевич Алексей - сын последнего российского императора Николая II. Но доводилось ли вам слышать, что русский царевич был не единственным отпрыском августейших фамилий, болевшим гемофилией? Среди европейских королевских семей зафиксировано 9 подобных случаев (возможно, их было больше, ведь ещё имела место младенческая смертность). И всех эти несчастные являлись прямыми потомками королевы Виктории по женской линии. Такое вот своеобразное проклятие королевы Виктории.
Первой жертвой проклятья стал младший из сыновей "бабушки Европы" (как за глаза звали Викторию) Леопольд герцог Олбани. Что удивительно, поскольку ни у одного из его троих старших братьев подобного заболевания не было. Тем не менее, Леопольд прожил довольно длинную для гемофилика жизнь и даже успел жениться. Он погиб, не дожив полторы недели до своего 31-летия. В яхт-клубе поскользнулся и упал, больно ударившись коленом. На следующее утро принца не стала. Но Леопольд не был первой жертвой гемофилии в королевской семье. За 11 лет до его гибели в окно первого этажа выпал непоседливый принц Фридрих Гессен-Дармштадтский. Здоровый ребёнок легко оправился бы от такого падения. Фридрих скончался от кровоизлияния в мозг. Королеве Виктории он доводился внуком.
Вскоре болезнь диагностировали у ещё одного внука Виктории - принца Леопольда Баттенбергского, сына самой младшей из её дочерей, принцессы Беатрисы. Леопольд прожил 32 года и скончался на операционном столе. Он умер холостым, но страшный ген уже несла в своём генофонде его старшая сестра Виктория Евгения. Смертельный "подарочек" достался испанским Бурбонам. Виктория Евгения вышла замуж за короля Испании Альфонса XIII. В 1934 году попал в аварию их младший сын, 19-летний инфант Гонсало. Здоровый человек выжил бы, но гемофилику Гонсало этого хватило. Спустя 4 года на автомобиле врезался в телефонную будку старший отпрыск испанской королевской фамилии, 31-летний инфант Альфонсо. Последствия те же - лёгкие травмы и летальный исход. Оба погибли так же, как десятилетием ранее погиб 20-летний Руперт граф Кембриджский - внук Леопольда герцога Олбани, чья единственная дочь, принцесса Алиса, стала носителем проклятого гена.
Но вернёмся к семье несчастного Фридриха. Его младшая сестра Алиса, которой на момент трагической гибели брата ещё не было и года, вышла замуж за императора всероссийского Николая II. Их сын, царевич Алексей, станет, пожалуй, единственным из проклятых, в чьей трагической гибели гемофилия не сыграет абсолютно никакой роли. Что до его матери, которую на родине мужа считали истеричкою, то хотелось бы напомнить, что помимо долгожданного единственного сына, отмеченного печатью смерти, у неё ещё были и четыре дочери, несущие в себе страшное проклятие своей прабабушки.
Старшая сестра Алисы, Ирен, "одарила" болезнью императорский дом Германии, выйдя замуж за брата императора Вильгельма II, принца Генриха Прусского. Их младшего сына гемофилия унесла в 4 года. Старший, Вальдемар, скончался 2 мая 1945 года, став рекордсменом среди своих проклятых родственников. Ему тогда исполнилось 56 лет. Кстати, у Ирен и Алисы были ещё две сестры. В роду Виктории проклятие себя не проявило. А вот Елизавета так и не стала матерью. Судачили, что её муж, великий князь Сергей Александрович (дядя Николая II), не интересовался женой, предпочитая мужчин. Но насколько верны эти слухи? Из писем и мемуаров видно, что Сергей обожал детей. Так почему у него их не было? Может супруги испугались проклятия королевы Виктории?
Проклятие себя больше не проявляет. Благополучно царствует в Испании король Филипп VI - правнук проклятой принцессы Виктории Евгении. Не слышно о гемофилии в королевском доме Британии. Как в какой-то дурацкой средневековой легенде проклятыми оказались три поколения. Болезнь исчезла так же загадочно, как и появилась. Ведь среди предков королевы Виктории по материнской линии не было гемофиликов. Так откуда же взялся ген-убийца?
Читайте в этом цикле: