Закон отводит наследникам ограниченное время на то, чтобы заявить свои права на наследство. Если момент упущен, восстановить свой статус будет нелегко. Сегодня мы рассмотрим случай, в котором наследнице удалось отстоять квартиру, несмотря на несвоевременное обращение.
Для того, чтобы принять наследство, претенденты заполняют заявления и заверяют их у нотариуса. После этого им выдают свидетельство о праве на наследство. Согласно закону, у наследников остается полгода на то, чтобы вступить в свои законные права. Если не сделать этого вовремя, очередь сдвинется. При отсутствии прочих «конкурентов», имущество усопшего перейдет к государству на законных основаниях.
Бывают ситуации, в которых родственники не успевают оформить документы вовремя или не задаются такой целью. Для таких случаев закон оставляет право восстановления сроков наследства, но уже в судебном порядке. Судьи будут благосклонны только в том случае, если наследники опоздали по уважительным причинам.
Практика показывает, что восстановление прав – непростая задача, для которой требуется привлечение нескольких инстанций. С точки зрения судебной логики, если истец не обратился за имуществом вовремя, значит не интересовался судьбой своего родственника. Возможно, он не общался с ним, а потому и не знал об открытии наследства.
Приведем пример. Наследница обратилась в суд с требованием о восстановлении срока. В 2017 году скончалась женщина, завещавшая квартиру матери заявительницы. (Женщины не состояли в родстве). Дочери присвоили статус подназначенного наследника. Матери не стало, поэтому права на квартиру заявила дочь.
Однако наследница узнала о существовании завещания лишь спустя 2 года после открытия наследства. На тот момент на квартиру уже претендовал московский Департамент городского имущества. Защищая свою клиентку, нотариус объяснила опоздание ожиданием ответов на подаваемые наследницей запросы.
Районный и городской суды не поддержали наследницу в ее начинаниях. На сторону женщины встал лишь Верховный суд. Ссылаясь на статьи 1119 и 1130 Гражданского кодекса, он указал: закон не обязывает наследодателя оповещать о завещании будущих наследников.
Поскольку наследница не была связана родственными или иными связями с усопшей, она не могла узнать о завещании своевременно. К тому же, нотариус затянул с отправкой запросов. Все эти факторы суд принял за уважительные причины и признал права наследницы.