Найти в Дзене

7 вопросов о договорах с контрагентами, которые ставят в тупик предпринимателей

Собрали вопросы о договорах с контрагентами, которые вызывают больше всего трудностей у предпринимателей, и разобрали их вместе с юристом Точки Павлом Овчинниковым.

Нужно ли ИП переделывать договор, если контрагент сменил имя?

Нет, если партнёр просто стал называться иначе, а не открыл новую компанию с другим ИНН. Смена фирменного наименования компании или ИП не будет считаться изменением существенных условий договора.

Например, фирма «Маг» переименовалась в «МагСтрой». ИНН и банковские реквизиты остались те же. Можно продолжить работу по прежнему договору.

Чтобы предупредить контрагента, достаточно отправить письмо и сообщить новое название. Строгой формы для уведомления нет. Вы можете создать его сами или использовать наш образец.

Если контрагент зарегистрировал другое юрлицо, то есть два варианта:

Я самозанятый дизайнер, работаю по договору ГПХ. Нужно ли мне отказываться от самозанятости и делать новый договор, если я открою ИП?

Можно стать ИП и при этом продолжать быть самозанятым. В этом случае вы останетесь плательщиком налога на профессиональную деятельность, и сотрудничество переоформлять не потребуется. Подробнее о том, как стать самозанятым предпринимателем, читайте в нашей статье.

Если вы аннулируете статус плательщика НПД и перейдёте на другой налоговый режим, то условия работы с вами изменятся. В этом случае понадобится новый договор.

Можно ли заключить договор с другим ИП, отправив подписанные скан-копии? Потом нужно досылать оригиналы?

Вы и партнёр можете оформить договор ГПХ удалённо, выслав друг другу электронные образы документов. Но важно правильно составить текст соглашения. Укажите, что заключаете договор дистанционно, а информацией будете обмениваться по электронной почте или в мессенджерах. Мы составили образец, его можно скачать и использовать.

Пример. Вы находитесь в Твери, а ваш дизайнер в Новосибирске. Чтобы договориться о сотрудничестве, вам невыгодно лететь через полстраны. Проще составить договор, подписать его, отправить скан-копию дизайнеру. Дизайнер распечатает документ, поставит подпись, отсканирует и вышлет вам.

К электронной переписке также есть свои требования. Их надо соблюдать, иначе в будущем могут возникнуть споры о заключении сделки. Основные правила:

  • должно быть понятно, кто отправляет сообщение, поэтому укажите Ф.И.О., должность в компании, контакты;
  • нужно не просто отправить скан документа, а подтвердить в тексте, что вы согласны с условиями сделки;
  • сообщение надо отправлять с адреса, который вы поставили в договоре.

Укажите в договоре, что переписка по электронной почте и обмен скан-копиями равнозначны бумажным документам с личными подписями. Тогда досылать оригиналы не понадобится. Информацию можно добавить в раздел «Юридически значимые сообщения» или «Срок действия договора».

Нужно ли вносить изменения в договор, если изменилась прописка?

Необязательно. Эта информация не относится к существенным условиям договора. Можно заключить допсоглашение о смене реквизитов, если нужно, чтобы контрагент узнал новое место регистрации. Это пригодится, если раньше вы получали корреспонденцию по прежнему адресу, а теперь хотите, чтобы письма приходили на другой. О том, зачем ИП нужен юридический адрес и как его сменить, мы подробно рассказывали в статье.

Если нет важных моментов, связанных с пропиской, то договор можно не менять. Ещё один способ сообщить партнёру о смене места жительства — отправить уведомление по почте заказным письмом с описью вложения.

Могу ли я как ИП заключить договор с ООО, где я директор и учредитель?

Это не будет нарушением закона. Как одна сторона договора — вы ИП, а как другая — директор компании. Но налоговая может посчитать предпринимателя и ООО взаимозависимыми лицами и заподозрить в уменьшении налогов. В этом случае вам грозят доначисления и штрафы.

Нужна ли печать для оформления договора и для актов выполненных работ или хватит подписи?

Для подкрепления договора достаточно, чтобы вы и контрагент поставили подписи.

ИП печать не нужна. Она понадобится, только если обе стороны так решили. Как правило, если у предпринимателя есть печать, то лучше её ставить. Это необязательно, но таковы обычаи делового оборота.

Когда достаточно устной договорённости и можно не заключать договор с контрагентом?

Сделки между ИП и компаниями или физлицами надо оформлять письменно.

Но бывают ситуации, когда хватит устной договорённости. Например, если товар передаётся и оплачивается одновременно.

Пример. Предприниматель заказал у другого ИП 10 пицц на обед для сотрудников. В этом случае заключать договор купли-продажи письменно не обязательно, а покупку подтверждает счёт.

Устная форма действует, если:

  • стороны не против;
  • не нужно нотариальное заверение, как, например, у договора ренты;
  • не требуется обязательная письменная форма, при несоблюдении которой договор будет недействительным. Например, договор аренды недвижимости или кредитный не могут быть устными.

Помните, что договор в устной форме не сможет защитить вас в случае спорной ситуации. У вас не будет подтверждения и вы рискуете попасть в сложную ситуацию, если захотите доказать свои права.

В телеграм-канале Справочной больше полезных материалов для бизнеса, открытые комментарии для нетворкинга и прямые эфиры с экспертами. Подписывайтесь!