Про то, как Ирина меня в Эрмитаж сводила, подробно я писать не буду. Наверное. Как получится. Про Эрмитаж и без меня снято и написано ого-го.
Всех предупреждаю сразу: ничего умного или полезного тут нет и не будет. Ни в отдельно взятой статье, ни в целом на канале. Пенсионерка ведет свой дневник и излагает свои мысли. Некоторым кажется, что излагает коряво, да и мысли то-так себе. Нередко вдаряется в какие-то идиотские воспоминания, кому они нужны. Нуднятина, одним словом. Дальше можно не читать и не тратить на меня своё драгоценное время, особенно на комментарии.
Залила меня с головы до пят зависть к школьникам Петербурга. И к работе учителя истории. Вот прям такая огромным облаком зависть... И не надо говорить о том, что полно видео в интернете, и прочей информации в интернете, и не только в интернете, и кто захочет, тот найдет, и было бы интересно, и бла-бала-бла...
Лёжа на диване щелкать пультом или на телефоне фотки увеличивать-перелистывать - это одно. А своими ножками и глазками - это другое. Совсем другое.
Вот началась история древнего мира в 5 классе - и сразу сюда. И по одному залу, не больше. Я бы, наверное, даже два раза водила учеников в один и тот же зал. Первый раз до изучения темы. Чтоб заинтересовать детей, "вот об этом мы сейчас будем на уроках узнавать". Второй раз - после того, как тема пройдена. Для закрепления. А заодно и самой по детям увидеть, насколько тема принята детским мозгом.
Вот и в школе я историю средних веков любила. А кто не любит мифы древней Греции и Египет, а? Там же просто сказка на сказке! Но опять же - эмоции даже у меня, взрослого человека, совсем другие, чем при перелистывании страниц книг.
Ну вот допустим, Древний Египет. Первые ассоциации? Вот первые три слова, которые приходят на ум? Мумия. Саркофаг. Пирамиды. Это знает в любом случае любой троечник в пятом классе. Да что там троечник, и распоследний двоечник тоже. А как же - "Мумия" и "Мумия возвращается"? А отсюда уже знания можно нанизывать, как собирать матрёшку. Или как мумию ту же самую. Обработали, запеленали, уложили в саркофаг, саркофаг поместили в пирамиду. Пошли смотреть на это своими глазами?
Оказывается, при мумификации древние египтяне умели извлекать мозг, не вскрывая черепную коробку. Ну, это не для впечатлительных девчонок и просто слабонервных. Вообще-то эту информацию я извлекла из "Интересные факты о Древнем Египте. Описание достопримечательностей"
Или наоборот, так и надо - держать детский мозг в заинтересованном состоянии? Поэтому про это для пятиклассников тоже можно?
А уж потооом, после этого первого интереса - про рабов, пирамиды Хеопса, египетские иероглифы, Сфинкса, Клеопатру, египетских богов ну и далее по списку.
Не знаю, кто как, а я вот лучше запоминаю информацию, зацепившись за какую-то мелочь. Ну вот казалось бы, мы привыкли сразу представлять на голове у фараонов этакое сооружение. Оказывается, "Фараоны традиционно сбривали полностью волосы во избежание развития антисанитарии (например, вшей). Без головного убора их не видели – поэтому и на существующих изображениях фараоны с покрытой головой. Разные слои общества носили разные прически. Самые бедные заплетали волосы в косу или хвост. Наличие только собственных волос говорило о низком происхождении. Чем богаче и выше по социальному статусу был египтянин, тем длиннее и красивее был у него парик. Это было сплетение страусовых перьев с льняными нитями и украшалось камнями. Существует мнение, что после смерти парики сжигали, так как до сегодняшних дней их сохранилось совсем немного."
Почему я не учитель истории в Санкт-Петербурге, а? Там же только в Эрмитаже можно мировую историю выучить. Только времени нужно много.
365 залов. 233 345 квадратных метров. Более трёх миллионов экспонатов.
Минимум два похода в каждый зал. Цена билета - около 500 рублей, но:
Вот все можно в Эрмитаже найти, кажется. Всю мировую историю. От "Истории и культуры Золотой Орды" ( почему я до сих пор не побывала в Сарай-Берке? Это ж прям рядом с Волгоградом!) до... До я не знаю чего!
Вот так мне опять обидно стало, вот словами не передать! Вся молодёжь имеет право пользоваться Пушкинской картой. Какие возможности у той молодёжи, которая живет в столице, и какие - у той, кто живет на том же прекрасном озере Эльтон, или в Ленинске Волгоградской области? Как часто дети Ленинска этой картой могут воспользоваться? Ну разве что посмотреть на тот же Сарай-Берке... Кстати, не думайте, что можно приехать и побывать в воссозданных развалинах древнего Сарай-Берке. Там не вот так:
Там - вот так:
Увы. Степь. Посреди степи табличка. Всё. Всё, что осталось от Сарай-Берке.
А еще обидно за себя стало. Потому что прекрасно понимаю: на Эрмитаж нужно потратить бы вдумчивые месяцы, если не годы. А я вбежала и галопом по Европам. Зачастую просто прямиком и мелкой рысью через зал. Чтобы просто ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, как оно тут. А на остановку и рассматривание мелкого экспоната нет времени и глаза не доходят...
А некоторые экспонаты можно вообще только через лупу рассмотреть.
Само собой, греческий зал... Это я еще в самых первых залах не устала.
Ну и конечно ж, Аполлон:
Ну у меня, простите мне моё бескультурье, при взгляде на Аполлона сразу в памяти всплывает бессмертный монолог Аркадия Райкина, помните:
Вот кстати. Про "мышь белую". Мне прямо не по себе становится, когда я вижу этих смотрительниц в музеях.
Я как бы прекрасно понимаю всю необходимость и значимость этой работы и людей, эту работу выполняющих. Потому что если не они, от музеев бы ничего не осталось. Некоторые бескультурные понаехали тут и лезут коням под хвосты заглядывать, и если их вовремя не остановииить...
Но боже мой, какая скука! Какая скука сидеть всё время на стульчике в одном и том же зале! Им же ни книгу почитать, ни в телефоне покопаться, да? То есть сидишь ты вот так среди золота и по сторонам смотришь. Восемь часов в день. Шесть дней в неделю. Одиннадцать месяцев в году. День сурка какой-то среди золотых колонн. Даже интересно стало: смотритель прикреплен к одному и тому же залу? Или они все-таки местами меняются? Вот вокруг тебя - 365 залов истории и красоты, а ты их видел?
А 365 залов истории и красоты... У меня к концу пробежки по Эрмитажу (вот простите, не могу свой осмотр другим словом назвать) перед глазами мельтешение из золота и роскоши и в мозгах такое же мельтешение от бездны информации. Надо приезжать хотя бы раз в год, выбирать один-единственный зал на этот приезд и в этом зале никуда не спешить.
Даже если допустить мысль, что от тех же школьных знаний в голове у тебя вакуум остался, все равно Эрмитаж - необъяснимые впечатления.
Разве может не впечатлить роскошь библиотеки или тронный зал?
Да и просто любые предметы быта... Всё это - для чего? Для того, чтобы показать представителям других стран всё богатство, мощь, красоту и величие России.
Вот любой посол Швеции там, например, или еще какой страны, пройдя через всё это великолепие до тронного зала должен был обалдеть просто. Обалдеть и добрести до тронного зара с царственной особой просто поверженным ниц... И не перечить!
А я ж ни разу не представитель Швеции. И меня это величие, роскошь и всё-всё-всё - словами не передать просто. Обалдеть и ниц.
И главная молитва снова: господи, если ты есть, пусть ноги мои если и сотрутся на фиг, то по колени, а не по самое то место, откуда они растут! Ну пожалуйста.
Ноги начали предательски позванивать в позвоночник. А я же понимаю, что я и сотой доли Эрмитажа еще не увидела!
Позванивать в позвоночник начало не только мне, но и маме моего экскурсовода Ирины. Да, меня по Эрмитажу половина Ириной семьи выгуливала: Ирина, Иринины мама и дочь. И вот такими мне настоящие петербурженки и представлялись. Как Иринина мама. Несмотря на возраст, стройная, подтянутая, в красивом тёмно-синем платье, умная, образованная и интеллигентная. Вот смотришь и хочется тоже выпрямить плечи и живот втянуть! Ирин, маме и дочке от меня привет!
Надеюсь еще не раз посетить Эрмитаж. В прежней компании. И не галопом по Европам.