Вероятно с оглядкой в окно на Министерство обороны РФ (оказавшего финансовую помощь) создатели сериала временами демонстрируют его "познавательность". Каждая серия открывается красивым листочком с исторической справкой. Но особенно меня умилила карта со стрелочками, изображающая маршрут Софии из Рима в Москву. (Напомнило школьные уроки и включаемый на них иногда телеканал Учебный, там как раз такое практиковалось).
Однако далее с познавательностью возникают большие проблемы. Опала Софии с Василием (и, соответственно, с нею совпало благословение на Царство Димитрия) завершилась, когда Василию было около двадцати лет. В фильме он - ребеночек лет четырех, трогательно заточенный в монастырь с мамой. Оно, конечно, остросюжетнее, но к чему тогда скрупулезные карты передвижений?
Елена Волошанка - фигура в равной мере интересная и зловещая. За такой провал особенно обидно.
Как объяснить режиссерам, что любителям истории не очень интересны сцены с голыми женщинами? От фильма к фильму, то же унылое непонимание простой истины: если человеку нужны картинки с голыми, он покупает журнал, где их много больше, чем в историческом сериале, или такой же диск. Если исторический сериал интересен, то его досмотрят и без голых женщин. Если не интересен - ими внимания не удержать, ибо, опять же, в тематическом журнале с этим богаче.
Опять же: мы не вполне уверены, что голые пляшущие особы необходимы во время занятий Каббалой. Мы, конечно, не знатоки темы, но неуверенность все ж остается.
Но уж что скажем наверное: во время княжеских пиров, даже и свадебных, не было в обычае лицезреть пляски у шеста и прочий стpиптиз.
В фильме Елену Волошанку ... приговаривают к засеканию до смерти кнутом. Новое слово в исторической науке. Однако добрая София, после ряда ударов, просит мужа сохранить Волошанке жизнь, "чтобы ребенок не рос сиротой".
И тут сценарист себя же загоняет в ловушку. "Ребенок" уже даже не недоросль, но новик, ему все шестнадцать. Он уже вырос. Будь Димитрий вправду младенцем на момент опалы Елены, его бы у нее отняли и воспитали сообразно положению. Но Димитрий был заточен вместе с матерью. Почему? Вне сомнения, не потому, что "грубил деду" (сказочка для иностранцев, чтобы не выносить сора из избы). Вне сомнения, он также отложился от христианства. (Вспомним - вычеркнут из поминания). Взойди такой на престол (ну, вдруг бы умер Василий и т.п.) - вышла бы катастрофа.
Так что (по мнению мудрой сценаристки Райской) было дальше? Невинного младенца заточили вместе с матерью? А за что бы это?
Но особенно понравились еретики. Курицын был опасным, харизматичным, коварным человеком, показать такого в кино - одно удовольствие. Показан как унылый пенсионер. И вообще все собрание ...эээ... новгородствующих - пенсионерский клуб. и эти старые пеньки с увлечением повествуют друг дружке о почерпнутых из тайных книг запретных знаниях: "Леонардо вскрыл сто трупов, и человеческие органы у всех оказались одинаковы".
Вот это тайна так тайна! Думается Церковь тех времен могла бы сообщить то же самое, даже не вскрывая ни одного трупа. Где это в учении Церкви (хоть Западной, хоть Восточной) заповедано, что печень князей выглядит иначе, нежели печень смердов? В чем, извините, ересь?
Полный провал темы.
Величайший момент - попрание ханской басмы - момент, к которому Москва готовилась более сотни лет - показан истерической выходкой под влиянием минуты.
Про Марфу Посадницу даже и говорить не хочется. Скажем лишь, что никто ее не похищал в мешке. Трудно обсуждать пустоту.
Тотальный провал, провал во всем.
Очень хотелось бы узнать: какому конкретно доброму человеку из Министерства обороны мы обязаны этой шикарной клюквой? Просто чтобы при случае поблагодарить сообразно.
Я хотела было остановиться на чудовищной лексической бестакности, но что уж... В иллюстрацию скажу одно: младенец XV века называет родителя - папой.
Грустно и горько. Тема-то - богатейшая. Можно же было... Не можно. Покуда вместо культуры Прачечная - не можно ничего.