7 августа 1921 года умер Александр Александрович Блок - пожалуй, самый известный поэт богатого талантами Серебряного века. Традиционно числится младосимволистом, хотя уже в 1907-08 годах порывает с этим течением. Ну для читателей это всё не так уж и важно.
За свою литературную жизнь Блок написал всего одну книгу, которую называл “трилогия вочеловечения”. На самом деле это - трёхтомный сборник отдельных стихотворений и циклов разных лет, но форма единого “романа в стихах” была принципиальна: в таком виде он несколько раз издавал тексты, часто пренебрегая хронологией. Именно такой порядок считается каноническим.
Такое внимание к структуре сборника стихов подсказывает нам, что здесь должна быть какая-то логика. И она есть. Попробуем выяснить её в общих чертах.
Как и другие младосимволисты, Блок считал своим главным учителем ныне подзабытого философа и поэта Владимира Соловьёва. Среди прочего, главной задачей человека тот видел преодоление индивидуализма и эгоизма, возможное только через любовь. Через перенесения центра внимания на другого человек налаживает связь с миром. К этому примыкает также идея Вечной Женственности - образ “мировой души”, которая находится в плену у Хаоса и ожидает освобождения. Вот эти идеи и стали основой первого тома лирики Блока.
Есть и другая версия: некоторые видят в сюжете первого тома историю романа Блока с будущей женой Л.Д.Менделеевой. Рыцарь, прекрасная дама, поклонение, вот это вот всё. Особенно сторонникам этой версии нравится, что примерно на моменте их свадьбы обрывается идиллический первый том и наступает зловещий мир второго. Возможно, правда где-то посередине: идея неразделимости творчества и личной биографии тогда была популярна.
Второй том, как уже было сказано, совсем другой. Здесь много дисгармонии, зловещих образов городского низа, хаоса. Идеалы первой книги часто пародируются, женские образы разнятся: появляются демонические красавицы, цыганки. “Незнакомка” из школьной программы как раз из этой книги.
Но Блок отходит от идей первого тома только для того, чтобы уже в третьем прийти к синтезу: герой, принуждённый жить в страшном мире, всё-таки не поддаётся и стремится спасти Мировую Душу. Но и главный женский образ расширяется: теперь это всё чаще не Прекрасная Дама, а Россия, которая одновременно называется сестрой, женой и матерью - такой себе собирательный женский образ (напр., цикл “На поле Куликовом”). И идея выхода за рамки себя через приобщения к другому никуда не исчезла, просто теперь герой стремится соединиться не с одной героиней, а влиться в народную стихию.
Вот очень примерно так выглядит сюжет трёхтомника. Конечно, стихотворения можно читать по отдельности, но особенность творчества Блока в том, что общий замысел виден только так.
И ещё нужно сказать немного об этой самой народной стихии из третьего тома, которая позже развернётся вовсю в двух последних произведениях Блока: “Скифы” и “Двенадцать”, вызвавших небывалый ажиотаж, непонимание коллег и миллион версий “что хотел сказать автор”.
Ещё со времён революции 1905 года Блок в публицистике постоянно обращался к теме отношений народа и интеллигенции (к примеру, статья “Интеллигенция и революция”). Следуя всё тому же центральному мотиву творчества, он считал, что негоже отчуждаться от народной стихии, видел в этом путь к единению людей. Как и многих творческих личностей, в революции его привлекал хаос, историчность момента, а не политическая составляющая. Он был не одинок: поддержку большевикам поначалу высказали Белый, Брюсов, Есенин и другие.
Уже за это его критиковали современники, но когда в 1918 году выходят “Скифы” и “Двенадцать” - все окончательно теряются. До наших дней не существует единого мнения о поэме “Двенадцать”. Небольшой, интонационно простой, частушечный текст вызвал столько споров, сколько не вызывало ни одно сложное, мистическое стихотворение. Если вы прочитаете его без подписи, то Блок будет последним, кого вы заподозрите в авторстве.
Здесь видят одновременно похвалу и издевательство над революцией. Мне, например, нравится факт, что многие строки практически дословно повторяют “Бесов” Пушкина, а некоторые видят здесь чуть ли не пересказ “Бесов” Достоевского. В общем, не понятно.
Но союза не сложилось. После этих двух текстов Блок уже не пишет ничего (3 года!). Поначалу он работает в разных госструктурах как секретарь, благодаря чему на основе документов составляет книгу “Последние дни императорской власти”. К сожалению, "музыка революции" совсем не способствовала творческой свободе и созиданию.
Блок всё глубже уходит в депрессию и пессимизм. Незадолго до смерти он выступил с речью “О назначении поэта” - вроде бы о Пушкине, но с намёком, что не только Александру Сергеевичу власть мешала писать. Через несколько месяцев он умер, как говорили, “оттого, что был болен весь”.
Забавная история. В стихотворении “Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…” у Блока есть такие слова: “О, Русь моя! Жена моя!”. Критикуя поэта, его коллега Илья Сельвинский сказал: "Меня коробит от того, что моя Родина оказывается женой Александра Александровича". Пожалуйста, не воспринимайте поэзию буквально, не надо так.
П.С. Я обычно в этих текста советую что почитать, но так как главный посыл сегодняшнего в том, что Блока лучше не читать кусками, даже не знаю, что сказать. Наугад назову несколько стихотворений, уверена, многие знают другие не хуже: “Рождённые в годы глухие”, “Петроградское небо мутилось дождём”, “Россия”, “Ночь, улица, фонарь, аптека…” (куда же без него).