Павловскую Старую Лабораторию в Колтушах, на первый взгляд, хочется причислить к конструктивизму. Но в издании «Биостанция Ивана Павлова»издательства Tatlin стиль постройки относят скорее к модерну:
Протяженный корпус с входной башней сбоку соединяет лабораторию и дом, а, значит, может рассматриваться как вариант личной виллы доктора. И по своей стилистике здание тяготеет именно к виллам начала XX века. Объемно-пространственное решение несимметрично, но и функциональная схема здания едва выявлена во внешнем облике. Башне с восточной стороны противопоставлена терраса с западной. Так вертикаль и горизонталь обретают динамическое равновесие. По изложенным критериям можно отнести это здание к стилю модерн, хотя внешне декоративное оформление отсылает к упрощенному, но эклектичному стилю. Здесь можно предположить использование приемов конструктивизма, но его применение также не кажется естественным, скорее само задание и функциональная схема привела к такому результату.
Строительство Лаборатории начинается в 1929 году, когда академик Павлов на свой 80-летний юбилей получает крупную субсидию от государства.
Для работ по генетике и воспитанию городская среда не подходила, нужно было максимально тихое место, чтобы исключить влияние внешних факторов.
По отношению к постройкам в Павлово постоянно фигурируем имя архитектора Иннокентия Беспалова, но причастность его к строительству именно лаборатории не установлена. В штате ВИЭМ в 1929 году его ещё не было и в списке своих проектов это здание он сам не указывает, а проект с подписью архитектора не найден.
Основа здания — длинный коридор с множеством дверей.
На первом этаже лаборатории, операционная с остеклённым полукруглым эркером с окнами на север (чтобы помещение не нагревалось).
На втором этаже, пройдя через двери лабораторий попадаешь в жилую часть Ивана Петровича Павлова, который переезжал сюда на лето.
Это столовая/гостиная, из которой ведут двери в спальни супругов, детскую внуков (Иван Петрович любил приглашать их погостить) и маленький проходной кабинет только со «вторым светом».
Через кабинет можно пройти на веранду, где летом накрывали обед, и террасу.
Для меня этот музей — тот случай, когда впечатления превосходят ожидания. Место невероятно атмосферное и душевное, сюда хочется возвращаться. А на экскурсии подробно рассказывают про нюансы исследований и важность совершенных открытий.
Музей работает только по записи, поэтому планируйте поездки заранее.
А также уверена, что вам будет интересно прочитать про:
Жилые коттеджи для научных сотрудников биостанции Павлова в Колтушах
Жилой дом для сотрудников ВИЭМ на Каменноостровском проспекте и побывать в квартире Розенталя