Найти тему
Репортёр

Отходами производства таких известных брендов как Nike, Reebok, Michael Kors, топят печи для обжига кирпича в Камбодже

Журналисты проекта британского Greenpeace под названием Unearthed выпустили большое расследование, рассказывающее о том, как работают швейные фабрики в Камбодже, которые производят одежду различным ведущим брендам.

Photo: Thomas Cristofoletti / Unearthed
Photo: Thomas Cristofoletti / Unearthed

Как выяснилось, бракованные изделия и обрезки тканей от одежды компаний Nike, Ralph Lauren, Michael Kors, Reebok, Next, Diesel и Clarks продаются в качестве топлива, а не утилизируются.

С помощью таких отходов топят печи для обжига кирпича. Температуру поддерживать необходимо высокую, до 650°C, и иногда печи работают круглосуточно.

Во-первых, это подвергает работников фабрик воздействию токсичных испарений: черный дым от горящей синтетики способен вызывать не просто кашель, но и воспаление легких. Химикаты также, конечно же, идут в атмосферу, усугубляя и без того тяжелое положение.

Во-вторых, многие европейские и американские бренды (из вышеперечисленных в том числе) постоянно заявляют, насколько экологично их производство. Как мы видим, есть противоречия в их словах и действиях. При этом на все вопросы журналистов Unearthed компании отвечают примерно в одном ключе: «Этот инцидент является исключительным случаем», «Будем повторять наши ожидания относительно надлежащего сбора и утилизации отходов», и конечно «Мы уже проводим тщательное расследование». Есть и те, кто во всем обвиняет камбоджийцев: либо бренды там одежду больше не производят, так что это они во всём виноваты, либо в Камбодже не придерживаются правильной политики, заведённой в компании, так что все равно вина лежит на них.

И вот здесь ответ на вопрос о том, кто всё-таки прав, а кто виноват, не слишком однозначен.

Многие работники печей – это бывшие фермеры, которые взяли кредиты, чтобы покрыть расходы на сельское хозяйство, или чей урожай не удался из-за погодных условий. Вариантов для трудоустройства у фермеров мало, так что все идут работать к владельцам печей и остаются там, пока не погасят свои долги. А чем дольше они здесь работают, тем больше появляется проблем со здоровьем. В итоге фермеры снова вынуждены занимать деньги. А других вариантов у них нет.

В пандемию ситуация усложнилась: экономический спад сократил количество заказов на кирпич и снизил цены. Именно в это время многие стали топить печи не древесиной, а отходами швейного производства, потому что так дешевле. По словам одного из владельцев печей, небольшой грузовик швейных отходов способен заменить большой грузовик дров. При этом первый стоит 100 долларов, а второй – от 1000 до 1500. В итоге сейчас 23 из 465 печей в Камбодже сжигают несколько тонн отходов швейного производства.

При этом цепочку поставок отходов швейного производства выявить сложно: они могут покупаться непосредственно у фабрик всего за 60 долларов, а могут перехватываться торговцами по пути на свалку.

Однако огромное количество брендов делают громкие заявления в духе «Наш приоритет – ноль отходов», но на деле такие широкие обязательства они берут на себя из-за того, что законодательно эта область особо не регулируется. В прошлом году некоторым владельцам печей в Министерстве охраны окружающей среды приказали остановить сжигание швейных отходов. Представитель министерства говорит, что к ответственности никто не привлечен до сих пор. Полноценный контроль за производством затрудняет и то, что физического присутствия в Камбодже бренды не имеют.

Так что виноватого найти тут сложно, а синтетика продолжает гореть и негативно воздействовать на атмосферу и здоровье камбоджийцев.

#экология #расследование #журналистика #бренд #отходы