В предыдущей статье я говорила о нормах двигательного развития малышей в возрасте 1-1,5 года. Важным составляющим двигательного развития в этот период является созревание подкорковых структур, мозжечка, а также совершенствование сенсомоторных зон головного мозга. Что это значит? Это значит, что ребенок в 1-1,5 года обладает лучшей координацией, может держать равновесие и самостоятельно передвигаться; также повышается качество взаимодействий с предметами: действия, совершаемые руками, становятся более точными и ловкими.
В свою очередь, это способствует развитию целенаправленной деятельности, в частности конструктивной деятельности. Ребенок может складывать в башенку 2-3 кубика, также возможным становится сбор простых паззлов, состоящих из двух деталей, ребенок может собрать простую конструкцию с помощью деталей Лего Дупло (есть специальные наборы для детей от года).
Говоря про развитие целенаправленной деятельности, стоит отметить возможность самостоятельно питаться, чистить зубы, расчесываться, то есть пользоваться ложкой, зубной щеткой и расческой (это целенаправленная предметная деятельность).
Развитию мышления в этом возрасте способствует укрепление памяти. Так, ребенок уже может собирать несложные сортеры. Можно заметить, что ребенок собирает сортер оперируя не столько логическим мышлением, сколько памятью. Первые попытки собрать новый сортер, как правило, очень длительные. Ребенок долго подбирает нужную деталь. А когда «код» уже разгадан, малыш запоминает, какую деталь в какое отверстие необходимо поместить. И последующие попытки собрать сортер становятся все эффективней и быстрей.
Есть такое выражение, что хорошее чувство юмора – это показатель высокого интеллекта. Опровергать или подтверждать данное выражение я не собираюсь. Но замечу, что у детей в возрасте 1-1,5 года появляются первые ростки юмора. Есть такая игра: мы показываем ребенку предмет на ладошке и другую пустую ладошку, потом складываем пальцы в кулачки, так, что предмет оказывается спрятан, далее кулаки убираем за спину и спрашиваем: «в какой руке предмет?». Ребенок показывает на руку, а там оказывается нет предмета. У ребенка до года могла быть реакция плача. Тогда как в 1-1,5 года ребенок включается в игру, он хитрым взглядом пытается выудить тот самый предмет, улыбается.
О том, как развивается мышление в возрасте 1-1,5 года свидетельствует еще и появление ассоциативных связей. Ребенок наблюдает за нами и нашим поведением, за тем, как мы взаимодействием с различными предметами, а после неожиданно для нас повторяет. Так, ребенок может взять пульт и нажимать на различные кнопки, направляя на телевизор. Он может взять телефон и приложить его к уху (хотя современные смартфоны используются нами по-другому, и дети соответственно, демонстрируют другое взаимодействие). Увидев, как мама взбивает тесто венчиком, ребенок может взять венчик и попытается повторить действия мамы. Таким образом, у ребенка формируются ассоциативные связи между бытовыми предметами и действиями, совершаемые с ними.
А теперь к тому, как способствовать развитию мышления ребенка в возрасте 1-1,5 года:
- предлагаем паззлы, конструктор и сортеры по возрасту;
- включаем ребенка в совместную деятельность: смело берем ребенка с собой на кухню, в мастерскую и т.д., и предоставляем возможность ребенку что-то поделать самостоятельно (но не забываем про безопасность);
- читаем книги по возрасту;
- учимся рисовать и лепить из пластилина (эта деятельность пока еще сложно дается ребенку, поэтому не стремимся из ребенка сделать великого художника или скульптура, сейчас важно просто познакомиться с таким видом деятельности, а также посмотреть, как будут лепить и рисовать, например, родители);
- не забываем про физическую активность: подъемы по лестнице, игры с мячом, качели.
Автор: Митрофанова Мария Игоревна, детский нейропсихолог, логопед-реабилитолог.