Найти тему

о проекте "гитара в авторской песне" для тех, кто слышит о нём впервые

Всё началось в 2002 году с книги "Гитара в авторской песне". на тот момент я уже окончил эстрадно-джазовое отделение музыкального училища по классу гитары и столько же лет занимался авторской песней, активно посещая многочисленные фестивали, буквально пропитываясь этой культурой. В 2002 году у меня случился серьёзный финансовый кризис и я искал способ, как быстро решить свои проблемы. Нашёл его в том, чтоб соединить в одно целое два дела, которые знал хорошо. Так, представив себя "чайником", которому нужно что-то разжевать и положить в рот, я начал сам себе писать книгу, где на примерах известных песен, от самых простых трёх аккордов начал методично объяснять гармонические закономерности. На это ушло всего два (!) месяца многочасового высиживания за компьютером, после чего коряво на коленках свёрстанный в word макет ушёл на печать на ризограф. Столь же корявую обложку напечатали на струйном принтере, заламаинировали, сшили обычной скрепкой и вручили мне 100 экземпляров, которые я погрузил в большущий рюкзак и повёз на Грушинский.

Первое издание книги "Гитара в авторской песне"
Первое издание книги "Гитара в авторской песне"

В поезде "Москва - Тольятти" я встретил худрука московского ЦАПа Александра Николаевича Костромина, которому показал свой труд. Произвести впечатление удалось и он не отказал в любезности написать предисловие ко второму изданию, которое вышло в 2003 году.

Идея книги предельно проста: обоснование появления каждого нового аккорда в каждой последующей песне. Таким образом по мере усложнения песен открываются новые и новые грани искусства гитарного аккомпанемента. Есть там и раздел о том, как играть, потому что левая рука отвечает за "что играть", а за то "как играть" отвечает правая. В самом начале есть небольшой вводный теоретический курс, но он достаточно несовершенен, как мне кажется сейчас, хотя народ и сейчас отзывается весьма положительно и книга более-менее продаётся.

Идея написания книг мне понравилась и захотелось двигаться дальше, ибо маячила интересная и перспективная тема "Аранжировка в авторской песне". Но на написание второй книги ушло далеко не два месяца, а долгие восемь лет. Так в 2011 году книга "Гитара в авторской песне. Аранжировка" вышла тысячным тиражом.

Эта книга сложнее первой и, как мне кажется менее удачная именно потому, что содержит нотные примеры, не очень любимые непрофессионалами. Но в ней есть очень подробные разборы средств развития песни, начиная от выбора тональности и формы песни, заканчивая выстриванием контрапунктов второй гитары и использованием бас-гитары. Если поставить себе задачу понять и разобраться - эта книга полезна, но требует усилий для освоения.

Третья книга "Понять гитару" вышла в 2016 году, объединив в себе лучшие мои на тот момент методологические наработки в преподавании гитары и теории музыки. Книга не зациклена только на бардовском репертуаре - есть эстрада, русский рок, даже совсем-совсем попса, но книга удалась.

Несколько лет назад ко мне пришёл заниматься на онлайн-занятия ученик из Канады и сказал, что кроме гармонии и разного рода фишек аккомпанемента, его интересует ритм, т.е. правая рука: приёмы игры, звукоизвлечение, ритмические рисунки, стили. Так он подтолкнул меня к созданию видеокурса "Правая рука. Звукоизвлечение. Приёмы игры. Ритмические рисунки". Тема оказалась настолько интересной и захватывающей, что я втянулся в длительный процесс и курс этот вышел в марте 2019 года.

Вот вкратце об основных продуктах образовательной программы "Гитара в авторской песне".

Вся идея проекта сводится к простой формуле: осваивая гитарный аккомпанемент, нужно понимать главное: первична голова, т.е. чёткое осознание головой того, что делают руки. Руки у многих, практически у все, кто приобретает книги и видеокурс, заточены правильно, поэтому моя задача - наладить связь между руками и головой, и только это обеспечит полноценную работу над искусством аккомпанемента.

#аккомпанемент #гитара #школаигрынагитаре #авторскаяпесня #барды