Каких только странных животин не породила Австралия. Не остались без внимания даже гуси. К счастью (или сожалению), перевёрнутый континент не сотворил очередную хтонь. Полулапчатый гусь — всего-то упоротая птаха с нетрадиционными семейными ценностями!
Первое что бросается в глаза — это внешность. А это точно гусь? Стройная черно-белая птичка с лебединой шеей не похожа на тирана бабушкиного двора. Да и размеры знатные: длина тушки до 90 сантиметров, вес — 2-3 кило. А когда взгляд опускается ниже, и вовсе впадаешь в ступор. На длинных растопыренных пальцах нет перепонки! От неё там одно название — она не охватывает и трети длины межпалечного пространства.
Десяток-другой отличий возник не просто так: предки сей птахи и обычных гусей разошлись своими путями, когда динозавры только-только собирались бессрочно сдать вахту. Оставшись на территории Австралии, Тасмании и Новой Зеландии, полулапчатые гуси почти не изменились с тех доисторических времён, тогда как сородичи на остальных континентах неустанно эволюционировали под прессом конкуренции.
Что роднит полулапчатого гуся с обычным — так это привычки. Так же как и гогочущие птахи из деревни пернатые с перевёрнутого континента пасутся у водоёмов и болот гигантскими стаями. Их основная добыча — побеги дикого риса, сочная прибрежная травка и подводная растительность.
Зато когда дело касается птенцов, гуси из кожи вон лезут. И не куда-нибудь, а прямо на деревья! Держаться на ветках им помогает четвёртый палец, отставленный назад, — у обычных гусей на его месте осталась лишь шпора. Но домики на деревьях — далеко не самая интересная особенность их личной жизни. Главная фишка полулапчатых гусей — шведская семья.
Как правило, птахи образуют трио — один счастливый самец и две самки. Бывают, конечно, и стандартные дуэты, и даже квартеты, но трио — самая стабильная ячейка полулапчатого общества. Гусиная семья не делит птенцов на своих и чужих — все яйца кладутся в одну корзину. Так в гнезде их оказывается 5-16 штук.
После появления на свет птенцов, процесс снова идет по непривычному сценарию. Вообще, малыши полулапчатого гуся относятся к выводковым птенцам. То бишь с самого рождения они готовы самостоятельно двигаться по жизни и добывать себе пропитание. Но вместо этого пуховые комочки садятся на длинную шею своих родителей и настойчиво требуют еду!
О своём намерении покушать молодняк оповещает писком. На зов голодного дитятка слетаются сразу трое родителей. А чтобы детки орали поменьше, мамы и папа делают заготовки: таскают в гнездо корешочки, стебельки и листики. Это вопиющее лентяйство длится целых пять недель.
Но зачем самки соглашаются на сожительство с другой самкой? И зачем помогать чужим птенцам? На это есть сразу две причины. Во-первых, самки приходятся друг-другу не абы кем, а сёстрами. То бишь помогают они не левым птенцам, а своим племянниками и племянницам. Во-вторых, выживаемость птенцов в таких трио куда выше, чем у классических пар. Ведь о молодом поколении заботится на 1 взрослую особь больше!
Наверное, именно благодаря такой стратегии полулапчатые гуси успешно сохраняют популяцию. И это даже несмотря на то, что аборигены и охотники-любители добывают птах ради мяса.
С вами была Книга животных!
Палец вверх, подписка — неоценимая поддержка нашего труда.