Можно ли объединить в одной книге Кристи, По, Дойля, Эко, Симеона и других авторов, творивших в жанре детектива? Казалось бы, что нет. Если это не только сборник рассказов авторов.
Но Акунин доказал, что можно. Особенно когда за дело берутся Эраст Фандорин и его верный Маса.
О чем книга
По сути это капустник, сборник рассказов, не связанных между собой по смыслу, но объединенных общей идеей. А идея это - рассказать о приключениях Эраста Фандорина и его верного помощника Масы в разные годы жизни и в разных местах жизни (место действия - Россия, Япония, Великобритания, США).
Каждый рассказ - новая страна и новые герои. Все, разумеется, кроме Фандорина и Масы.
Отсылки к другим произведениям
При этом каждое из произведений хоть и написано в жанре детектива, но поджанры разные. Где-то расследование будет вестись "на месте преступления", а где-то выводы будут делаться только по описанию.
И это не случайно. Еще в начале книги Акунин пишет посвящение другим авторам.
Признаюсь честно, я на это посвящение сразу не обратила внимания: обычно это всего лишь слова благодарности важным для автора людям. Но, боже, когда до меня дошло где собака зарыта...
Скажу сразу: дошло только на середине, когда я прочитала рассказ под названием "Скарпея Баскаковых". Я вам сейчас дам небольшой пересказ, чтобы до вас дошло также, как до меня.
Скарпея Баскаковых
Эраста Петровича просят разобраться в одном странном происшествии в подмосковном уезде. Суть происшествия следующая: местная богачка из рода Баскаковых погибает при загадочных обстоятельствах.
Считается, что она увидела семейный призрак Баскаковых Скарпею (огромную змею), что и послужило причиной гибели. Когда-то, по легенде, Скарпея дала предку Баскаковых огромное состояние, но, как гласит миф, однажды она придет к последнему потомку рода и заберет его с собой.
Все имение в ужасе, потому что боятся Скарпею, в то время как у Баскаковых остался единственный наследник.
Сам Эраст Петрович отправиться на расследование не может, потому что у него есть другой, более важный клиент (из царской семьи), поэтому отправляет вести расследование о мифическом чудовище своего помощника Тюльпанова.
Собака Баскервилей
Наверное, по этому описанию вы сразу догадались, что перед нами - переложение многими любимой истории про собаку Баскервилей от Конан Дойля, только оформленное несколько иным образом.
Тут вам и Фандорин, и русская действительность.
Игра с читателем
В тот момент, когда я поняла правила игры, читать стало в разы интереснее: к удовольствию от глубокой эрудиции и увлекательного слога Акунина добавился еще элемент поиска, попытка разгадать загадку: "А вот этот рассказ - это кто? Что за произведение?".
Нужно отметить, что тут Акунин подыгрывает читателю. Если снова прочитать посвящение, то можно провести параллели между текстом и автором. А там уже по автору угадать произведение.
К слову, к своему великому сожалению, узнала я далеко не всех. Про некоторых авторов я вообще не слышала (Энтё, ван Гулик, Хайсмит), у некоторых узнала только серию, но не конкретное произведение (мисс Марпл, Арсен Люпен).
Делом чести было опознать любимого Эко. И как же я поразилась, когда догадалась, что в рассказе про староверцев, пытающихся покончить с собой из-за приближающегося конца света, наконец узнала... любимую "Имя розы".
В общем, эстетическое удовольствие и литературное путешествие вам обеспечены.
А что самое главное - благодаря Акунину я узнала о нескольких интересных детективщиках, чьи произведения обязательно прочитаю в ближайшее время.
А вы читали "Нефритовые четки"? Все произведения смогли угадать?