Найти в Дзене
Строительный мир

В Саудовской Аравии планируют построить самое длинное здание в мире – 170 км

В Саудовской Аравии планируют построить грандиозное сооружение, аналогов которому в мире по своим размерам просто не существует. На первый взгляд проект кажется уж слишком амбициозным, и далеко не все готовы поверить в его осуществление. Однако о намерениях воплотить эту масштабную инициативу в жизнь заявили непосредственно власти страны, представив летом 2022-го соответствующую концепцию, разработанную американским бюро Morphosis Architects. Хотя о самой задумке объявили еще в январе прошлого года. Наследный принц Мухаммед ибн Салман аль-Сауд отметил, что возведение уникального сооружения, получившего название The Line, станет настоящей цивилизационной революцией. Проект предполагает строительство двух параллельных конструкций на расстоянии 200 м друг от друга. Они протянутся по пустынной местности от берега Красного моря на 170 км; высота каждой из них составит 500 м. Условные стены будут облицованы зеркальными фасадами, что придаст зданиям своеобразных внешний вид. Между ними пост
Оглавление

В Саудовской Аравии планируют построить грандиозное сооружение, аналогов которому в мире по своим размерам просто не существует. На первый взгляд проект кажется уж слишком амбициозным, и далеко не все готовы поверить в его осуществление.

Однако о намерениях воплотить эту масштабную инициативу в жизнь заявили непосредственно власти страны, представив летом 2022-го соответствующую концепцию, разработанную американским бюро Morphosis Architects. Хотя о самой задумке объявили еще в январе прошлого года. Наследный принц Мухаммед ибн Салман аль-Сауд отметил, что возведение уникального сооружения, получившего название The Line, станет настоящей цивилизационной революцией.

© NEOM / neom.com (The Line – визуализация. Строительство города планируется в рамках проекта NEOM)
© NEOM / neom.com (The Line – визуализация. Строительство города планируется в рамках проекта NEOM)

Проект предполагает строительство двух параллельных конструкций на расстоянии 200 м друг от друга. Они протянутся по пустынной местности от берега Красного моря на 170 км; высота каждой из них составит 500 м.

Условные стены будут облицованы зеркальными фасадами, что придаст зданиям своеобразных внешний вид. Между ними построят многочисленные объекты для жизни и работы девяти миллионов человек. Предусмотрено и большое количество зеленых насаждений. Автомобилей в городе площадью 34 кв. км не будет — под землей предусмотрена организация движения высокоскоростного железнодорожного транспорта.

Очередная утопия?

Многие эксперты подвергают сомнению возможность реализации подобных планов, считая проект утопией и не веря в осуществимость того, что представлено в концепции, по крайней мере в таком виде.

© NEOM / neom.com (The Line – визуализация)
© NEOM / neom.com (The Line – визуализация)

К тому же, несмотря на громкие заявления относительно экологичности проекта, предусматривающего исключительно использование возобновляемых источников энергии, нельзя не обратить внимание на очевидный вред, который будущая возможная стройка нанесет окружающей среде. Размещение зеркальных фасадов таких размеров в пустыне может повлиять на ее экосистему, миграцию птиц и животных. Плюс не до конца понятен вопрос с канализацией.

Ряд наблюдателей, учитывая амбиции саудитов и их желание не останавливаться лишь на красивых картинках, считает, что рано или поздно к реализации проекта, действительно приступят, но в реальности построят лишь малую часть от заявленного, например, несколько километров вместо заявленных 170 км.

© Luistxo / CC BY-SA 4.0 (The Line на карте)
© Luistxo / CC BY-SA 4.0 (The Line на карте)

Примечательно, что сама по себе идея не нова. Нечто подобное предлагали еще зодчие 19 столетия. А в 1930-м советский архитектор Николай Милютин представил свою концепцию линейного города. Несколько лет назад возвести стомильный город предлагалось и вокруг Лондона. Причем ширина между зданиями, как и в случае The Line, подразумевалась в 200 м. Правда, высота их куда скромнее — четыре этажа.

© NEOM / neom.com (The Line – визуализация)
© NEOM / neom.com (The Line – визуализация)

Можно насчитать десятки подобных проектов. Но по большому счету ни один из них так и не воплотился в жизнь. Не исключено, что та же участь ждет и саудовскую задумку.

Создать город с нуля очень сложно

Как рассказала в комментарии нашему каналу архитектор-урбанист, градостроитель, старший аналитик НПЦ «Развитие города», лектор МГИМО Елена Пудова, данную концепцию можно отнести к числу утопических. В целом, по ее словам, сегодня крайне сложно привлечь инвесторов к таким крупным проектам. К тому же в последние десятилетия есть несколько неудачных примеров создания городов с нуля.

— В России есть города, рожденные искусственно — это Сколково и Иннополис. К сожалению, они так и не стали супер-популярными местами, где раскуплена вся недвижимость. И если мы посмотрим на мировую практику, то увидим те же тенденции, за крайне редким исключением. Город Сондо в Южной Корее должен был стать первым умным городом, но он постепенно превращается в город-призрак. Жилые площади заполнены примерно на четверть. В ОАЭ возводят город Масдар с 2006-го, однако проект подкосил кризис и вместо 50 тыс. человек там живет всего 300 и работает лишь один магазин. Город Иноку в густонаселенном Китае пугает своими пустыми окнами, а по планам там должно жить несколько миллионов человек. Наверное, самым удачным городом, построенным с нуля, можно считать Нейпьидо в Мьянме. Но тут стоит уточнить, что он является столицей. Забрав административные функции, город, действительно, стал популярным и насчитывает миллион человек. Так что и мировой опыт, и опыт России в создании новых городов показывает нам утопичность саудовской идеи.

В статье использованы изображения NEOM / neom.com