Пётр I в произведениях изобразительного искусства
из фондов Музея Мирового океана
«Был бы флот, а гавани найдутся» - эти слова императора Петра I, императора Петра I, по велению которого Боярская дума 20 октября 1696 года постановила, что «морским судам быть», предопределили морскую политику Российской империи. Великий государь связывал рождение новой России только с развитием флота. И был прав! Лишь создав регулярный Военно-морской флот, Россия стала великой морской державой, имеющей прямой выход к трем океанам.
Празднование 350-летия со Дня рождения Петра I и 325-летия Великого посольства – для музея события особенные. В этот юбилейный год мы создали в музее Петровский центр, который призван стать перспективной площадкой просветительской работы и вкладом в сохранение наследия первого российского императора.
Петровский центра Музея Мирового океана вошел в общероссийский контекст празднования 350-летия первого российского императора, что позволит не только представить общее прошлое региона и страны, но и создать новые туристические маршруты, проводить исследования и исторические реконструкции, а также еще интереснее и масштабнее рассказывать о российском пути к океану.
Коллекция художественных произведений, которая формируется со дня основания музея, - собрание не случайное. Она создаёт неповторимый и привлекательный для посетителей стиль научного музея. Исторический жанр в изобразительном искусстве – особая часть музейного фонда. Ведь мы хотим познакомить наших посетителей не только с судами, но м с историей создания российского флота, исследованиями и освоением Мирового океана. Нам важно, чтобы перед посетителями открылся мир морской романтики и остались неизгладимые впечатления.
Созданные в разных техниках, разных жанрах и художественных направлениях произведения Евгения Богданова, Андрея Троня и Сергея Пена позволяют познакомиться со значимыми событиями в истории нашей страны периода Петровской эпохи - «началом славных дел». Сюжеты живописных и графических работ не просто исторические иллюстрации, а детально реконструируемые события, связанные с эпохой Петра I.
С.Г. Сивкова, Генеральный директор Музея Мирового океана
Выставка «Был бы флот, а гавани найдутся» приглашает совершить увлекательное путешествие вместе с Петром I на маленьком ботике по Яузе, за границу в составе миссии «Великое посольство» и представить государя как основоположника системного судостроения в России, воспитателя «нового человека», открытого к диалогу с другими культурами.
Время правления Петра I — это ломка многовекового уклада жизни русского народа, превращение Московского царства в Российскую империю, ориентированную на европейский путь развития. Во главе этих преобразований стоял сам молодой государь. Заграничные поездки Петра I в составе «Великого посольства» инициировали процесс реформ.
Среди всех заслуг Петра Iособое место занимает создание военно-морского флота России. Над флотом трудились не только русские и приглашенные иностранные специалисты, но и сам царь. «Его величество, – писал адмирал Крюйс, – присутствовал в сей работе неусыпно, так с топором, теслом, конопаткою, молотом и мазаньем кораблей гораздо прилежнее и больше работая, нежели старый и весьма обученный плотник».
В экспозицию выставки вошли произведения современных авторов, повествующие о «корабельной истории» императора.
Богданов Евгений Владимирович(1946 - 2021) (Москва)
Заслуженный художник России (2002). Окончил художественную школу при институте им. Сурикова по классу живописи (1964) и Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) (1969). Художник-дизайнер выставок и музейной среды: создал ряд выставок и экспозиций центральных музеях России, таких как Государственный Исторический музей, Музей им. В. Маяковского, Музея-заповедника «Рязанский Кремль» и музея-панорамы «Бородинская битва». С 2002 года сотрудничал с Музеем Мирового океана.
В коллекции музея: 22 произведения графики; 11 произведений живописи.
Признанный художник – дизайнер, принимавший участие в создании музейных экспозиций крупнейших российских музеев, в том числе связанных с деяниями Петра I. Художник глубоко знал историю создания морского флота России – великое чудо, рожденное упорным трудом и исключительной верой в историческое предопределение судьбы нации. Эта тема и стала основой его творчества.
С Музеем Мирового океана художника связывало многолетнее творческое сотрудничество. В 2000-2002 году художник разработал для музея дизайн-проект экспозиции «Открытия русских мореплавателей в Мировом океане». Тогда же в фонд музея поступили произведения о Петре I. В настоящее время музей имеет комплекс художественных произведений Е. Богданова под общим названием «Флоту быть!».
Сергей Варленович Пен(1952) (Санкт-Петребург)
Заслуженный художник России (1997). Выпускник Института им. И. Е. Репина. Художник-маринист. С 1989 г. художественный руководил Студии художников-маринистов ФГКУ «ЦВММ» Минобороны России. В настоящее время профессор кафедры живописи. В 1995-1996 годах совершил кругосветное плавание на барке «Крузенштерн», посвященное 300-летию Российского Флота.
В коллекции музея: 6 произведений графики; 40 произведений живописи.
В произведениях художника, посвящены ли они истории или современности, ощущение моря передано всегда достоверно и точно. На кораблях Военно-морского флота Сергей побывал в десятках морей, во всех океанах нашей планеты. Великолепная академическая школа с особой силой проявляется в картинах исторических баталий, раскрывающих славные страницы морской истории России. Внешне сдержанная, изысканная цветовая гамма, давно ставшая своеобразной визитной карточкой художника, классически выверенные композиции делают картины мастера узнаваемыми и ценимыми его зрителями, учениками и коллегами.
Дружба музея и художника возникла в 1997 году после кругосветной экспедиции на учебном барке «Крузенштерн» посвященной 300-летию Российского Флота, после которой в фонды музея поступила серия работ художника.
Новые поступления в фонды музея.
С.В. Пен создал для музея новые произведения, которые можно увидеть на выставке.
Это картины «Галеры Петра I у замка Лабиау», «Петр I на Куршском заливе в июле 1712 года», «Пётр I в Кёнигсберге». Произведения относятся к жанру «историческая реконструкция». При написании картины автор изучил исторический и документальный материал, так же использовал натурные зарисовки. На картине детально проработаны конструкция и детали одномачтового судна, элементы одежды, дополнительные предметы данного времени.
Тронь Андрей Анатольевич(1962) (Санкт – Петербург)
Заслуженный художник России (2004). Выпускник художественно-графического факультета Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена (1982). С 1984 года работает в Центральном военно-морском музее. С 1990 года - главный художник музея, с 2000 года член студии художников-маринистов музея. Работает в технике живописи, графики, мастер акварели. Оформил более 50 книг и периодических изданий на темы отечественной истории.
В коллекции музея: 26 произведения графики.
Главным жанром творчества А. Троня стала историческая реконструкция, в которой художник всегда помещает реконструируемый объект в достоверную историчную среду, делая его частью живого реалистического пейзажа. Уникальная особенность творчества художника в настойчивом поиске исторической информации по конкретной теме, скрупулезное воспроизведение событий и окружающей обстановки. Художник работает в графической технике акварели, гуаши, темперы, продолжая традиции европейской акварельной школы. Также является автором публикаций и иллюстратором книг, посвященных истории морской униформы.
Впервые большой совместный проект - выставка «Корабль – четыре времени года» - художник вместе с музеем подготовил в 2010 году, в год 20-летия музея. Так же для музея А. Тронь создал серии акварельных работ «Великое посольство» и «Петровские верфи».