Давно хотела написать, все откладывала. Тема этих экспериментов Г.Ф.Харлоу с шимпанзе имеет противоречивость из-за нравственной стороны. Оставлю этот момент за кадром. Проводилось исследование, в котором новорожденных детенышей делили на три группы. Одни оставались с мамой, вторых помещали в клетку с проволочным макетом мамы-шимпанзе, обтянутым мягкой тканью.
Третья группа малышей помещалась отдельно от взрослых животных.
Малышей кормили и ухаживали за ними. Через какое-то время, когда детеныши шимпанзе подрастали, клетки открывали и наблюдали за поведением животных. Обезьянки из первой группы начинали активно исследовать окрестность. Только при громких звуках бросались к матери, но быстро отпускали ее и снова отправлялись на поиски интересного.
Малыши из второй группы (которые жили с проволочным макетом вместо матери) не отходили от клетки далеко, из третьей группы – вообще забились далеко в угол и не двигались в сторону выхода.
В этих исследованиях много было обнаружено закономерностей развития, которые в дальнейшем подтверждали психоаналитики в своих наблюдениях за маленькими детьми и их общением с матерями.
⠀
Дети, выросшие без заботливой эмпатичной мамы, во взрослом возрасте тоже часто стремятся сохранять постоянным все, что их окружает. Они не выносят переездов в другие места и города, смен работы и новых людей.
Я сейчас размышляю на тему метапрограмм «сходство/различие».
Еще на мастерском курсе у меня появлялись мысли, что эти все метапрограммы при яркой их выраженности – всего лишь проявление невротических свойств.
Вот и в свете психоаналитической теории получается, что стремление сохранять все незыблемым, постоянным – это недостаток эмпатии и принятия в младенческом возрасте.
Потребность жесткого контроля рождается из тревоги нелюбви к себе и страха отвержения.
А вот принятие матери, нахождение рядом в младенческом возрасте и частое «угадывание» желаний малыша формирует его внутреннюю уверенность в том, что он «хороший/правильный», а значит, справится со сложностями мира и значит, можно спокойно и с удовольствием этот мир познавать.
При комфортном развитии, у ребенка от природы формируется жажда познания. И энергия уходит не в защиты, а в развитие. И тогда, дети сами с удовольствием учатся и тянутся к знаниям, исследуют, бегут на разные кружки и погружаются глубоко в мир знаний. Им интересно это напряжение мышления, у них достаточно энергии на это.
Пассивность и лень – результат внутреннего напряжения и тревожности. Родителям важно хорошо понимать это. Да и взрослым иногда неплохо пожалеть себя, а не сгрызать за лень и бездействие. У каждого из нас внутри раненный ребенок, которому хоть иногда стоит дать тепла и заботы.
⠀
Любите себя и своих близких.
Ваша Елена Будаева