Вряд ли я смогу назвать один самый любимый альбом. А вот самый важный, пожалуй, да. Это будет Black Sabbath Vol 4. Признаться, был у меня период длиной в 5 лет некого охлаждения не только к року, но и к музыке вообще. Возобладали другие увлечения. И вот, однажды мне предстояло делать одну монотонную работу, а в качестве фона я решил включить скачанный недавно из локальной сети Vol 4, с которого я не слышал ни одной песни в те времена. Я всегда был поклонником сольного Оззи, но вот Black Sabbath давался мне тяжеловато. Ну а тогда... Первые же звуки гитары Айомми перевернули что-то во мне, работа была отставлена в сторону, а я стал внимать музыке не отвлекаясь ни на что другое. "Колеса смущения" проехались по моей душе и я словно заблудший сын вернулся в лоно рок-н-ролла.
Переслушивая альбом спустя годы, всегда удивляюсь, насколько же он непохож на остальной хард-рок тех лет своей нарочитой неправильностью. Здесь нет жесткой привязки к песенной формуле: куплет-припев-гитарное соло, зато идут частые смены темпа, ритма; вторая часть композиции может радикально отличаться от первой. Оззи не назовешь богом вокала, сиреной или что-то в этом духе, но его скрипучий голос удивительно подходит для музыки Black Sabbath. Тем и хорош рок-н-ролл: тебе необязательно быть виртуозом гитары или вокальной техники, чтобы достучаться до слушателя. Решают неординарные творческие ходы, вайб (уж простите меня за такое модное слово) получаемый от музыки, да даже визуальные образы музыкантов. Sex Pistols вон вообще инструменты еле держали, а какой фурор произвели...
Vol 4 записывался в США, в совершенно безумной и пропитанной наркотиками атмосфере, что, конечно, наложило свой отпечаток на музыку. Более останавливаться на истории создания альбома не буду. Об этом писалось уже много раз, хотя бы в той же Википедии. Перехожу сразу к десерту, то бишь композициям:
1) Wheels Of Confusion
Совершенно гипнотический рифф, который Айомми "прогоняет" сквозь первую половину композиции. Где-то со второй по четвертую минуты идет абсолютно гениальный отрезок гитарной игры. Ни у кого не слышал ничего подобного. Настоящий кайф. Вторая часть ("The Straightener") переходит в плавное, спокойное гитарное соло. Своего рода отдых после прекрасного хаоса первой части.
2) Tommorow's Dream
Единственная композиция, выходившая синглом с альбома. Нравится как поет здесь в припеве Оззи, а гитарное соло чуток перекликается с "Iron Man".
3) Changes
Вот и подтверждение свободного и творческого мышления музыкантов. После двух хардово-психодельных номеров в колонки врывается нежная фортепиано-меллотроновая баллада с пронзительным текстом о разрыве отношений. По легенде, композицию впервые наиграл Айомми, совершенно случайно наткнувшись на старое фортепиано в особняке, где музыканты жили, записывая альбом. На мой взгляд, мелодия "Changes" напоминает композицию Free "Love You So". Интересно, слышал ли её Тони? Послушайте и сами сделайте выводы.
4) FX
Воспринимаю как некую приколюху. Сойдет для безбашенной атмосферы альбома.
5) Supernaut
Ещё один мощнейший рифф разрывающий пространство. На контрасте, в середине композиции врывается бенефис Билла Уорда с мягким барабанным соло и акустической гитарой на заднем плане. Такой легкий гавайский мотив, быстро сменяющийся первоначальной тяжестью.
6) Snowblind
Знаменитая ода кокаину. Из песен с Vol 4, "Snowblind" стала одной из самых часто исполняемых на концертах. По мне же, композиция наименее интересная на альбоме. Не хватает ей каких-то инструментальных находок или оригинальных переходов. Слишком обычная для этого альбома.
7) Cornucopia
Настоящее царство мрака. Практически дум-метал. Самая тяжелая композиция на Vol 4.
8) Laguna Sunrise
Акустическая инструменталка, написанная Айомми по мотивам отдыха в Лагуне-Бич (Калифорния). Звучит как развитие темы "Orchid" с предыдущего альбома Black Sabbath.
9) St. Vitus' Dance
Не самый примечательный номер, но гитарный рисунок здесь очень неплох, а сама композиция коротковата, чтобы надоесть.
10) Under The Sun
Отличное завершение альбома. Как и "Wheels Of Confusion", композиция разделена на две части: "Under The Sun/Every Day Comes & Goes". Снова резкая смена темпа с галопирующим метальным проигрышем. Мощный выплеск драйва. Рад, что удалось услышать песню вживую: на концерте Саббат в 14-м году, хорошо под неё потряс головой.) Ну и на сей раз хорошая лирика от Батлера, повествующая о том, что нужно верить только себе и не слушать ни чьи навязчивые мнения.
Не знаю, является ли для меня Vol 4 любимым альбомом Black Sabbath. Все они хороши с Оззи. В любом случае, очень импонирует как группа эволюционировала от альбома к альбому: начав с концентрированного тяжелого блюза, она постепенно расширяла и вбирала в себя новые стили, добравшись чуть ли не джаз-рока на "Never Say Die". Ну а затем пришел Дио и началась совершенно иная эпоха...