Вообще говоря, дозаправлять вертолёты в воздухе - это такое себе занятие. Процедура эта довольно опасная, потому что у винтокрылых машин есть несущий винт с вращающимися лопастями. Вращающийся прямиком рядом с приёмной заправочной телескопической штангой несущий винт может перерубить и саму штангу в зоне турбулентности, и заправочный шланг от самолёта-заправщика.
И все это хорошо понимают. Все, кроме американцев. Потому что только в ВВС США принято дозаправлять не только вертолёты прямо в воздухе, но и конвертопланы.
Давайте же разберёмся, зачем они это делают, и почему в Российских ВКС так не принято.
Сама необходимость дозаправки вертолётов в воздухе возникает, когда нет возможности сесть на твёрдое покрытие и осуществить заправку по-нормальному. Это происходит, когда американцы перебрасывают свои вертолёты через океан для проведения учений или военных кампаний, и они не могут сесть на воду.
Процесс дозаправки выглядит довольно просто. Так на вертолёте установлена система приёма топлива. Это телескопическая выдвижная труба с концевиком. Как только к концевику пристыковывается заправочный зонд шланга самолёта-заправщика, то происходит перекачка топлива в вертолёт. Вся эта система не жёсткая, она балансирует на шарнирах, и поэтому есть видео на просторах Интернета, как американский вертолёт случайно перерубает винтом эту приёмную заправочную штангу.
Что же касается дозаправки в воздухе американских конвертопланов, то здесь нужно отметить, что конвертопланы только в Америке и есть, больше их никто не производит. И поэтому неудивительно, что американцы перебрасывают и их на дальние расстояния, чтобы принести людям так называемую "демократию".
Здесь всё как у вертолётов: штанга-приёмник выдвигается, и происходит стыковка с перекачкой топлива. Но пилотам конвертоплана нужно следить уже не за тангажом, как это делают пилоты вертолётов, а за рысканьем и внезапными изменениями направления в зонах турбулентности. Потому что здесь уже угроза исходит от двух винтов.
Что же касается отсутствия такой необходимости в дозаправке в воздухе для вертолётов ВКС России, то об этом пояснил экс-главком армейской авиации Сухопутных войск ВС РФ, герой Советского Союза генерал-полковник Виталий Павлов:
"У американцев есть потребность перебрасывать машины на длительные расстояния в морских условиях. Если необходимо, даже через океан.
У нас, во-первых, аэродромы находятся на удобном и достаточном для заправки расстоянии, а во-вторых, эскадрильи, если необходимо, сопровождает вертолет-топливозаправщик. Как правило, это Ми-26.
Он может сесть в чистом поле и заправить всю эскадрилью, которая после этого пойдет в бой. Таким образом, мы можем действовать без систем дозаправки".
Здесь также нужно дополнительно пояснить, что тяжелый вертолет Ми-26ТЗ (топливозаправщик) является модификацией транспортного Ми-26, и разработан для осуществления доставки и заправки топливом вертолетов и самолетов удаленного базирования. Вертолет берет на борт до 14 тонн различных видов топлива и около 1 тонны смазочных материалов.