В России вновь может вырасти стоимость полисов ОСАГО. Эксперты допускают рост цен в среднем на 15-30% уже этой осенью. Банк России изменения поддерживает, страховщики тоже, очевидно, ничего против не имеют. Тем более что на этот раз даже повод есть: автозапчасти стали дефицитными, а ремонт – дорогим.
Расширение коридора ОСАГО
Россиян готовят к росту цен на полисы ОСАГО. Свежие и довольно сомнительные данные опросов тому подтверждение. ВЦИОМ нам радостно сообщил, что 85% респондентов поддерживают расширение тарифного коридора обязательного автострахования. При этом о полной поддержке инициативы сообщили 59% опрошенных, а 26% ответили, что скорее поддерживают меру, чем не поддерживают.
Тарифный коридор – это, по сути, персонализация ответственности водителей. Чем безаварийнее езда – тем меньше платишь, чем больше в послужном списке ДТП – тем дороже будет стоимость полиса ОСАГО. Вроде бы логично, только вот Банк России, который курирует автостраховщиков, необходимость дальнейшего расширения тарифного коридора объясняет... подорожанием автозапчастей из-за санкций. Возникает вопрос: мы справедливость в оплате полисов наводим или потери страховых компаний компенсируем?
За полис переплатить не желаете ли?
По словам вице-президента Национального автомобильного союза Яна Хайцеэра, за расширением коридора ОСАГО стоят автостраховщики. Они нашёптывают Банку России, что неплохо бы эту меру принять, а тот уже выносит обсуждение в публичное поле.
«У этой меры есть мощные лоббисты – это страховщики, – рассказал «Абзацу» Ян Хайцеэр. – Им всегда плохо, им всегда не хватает денег, и они не хотят получать убытки ни в каком виде. Конечно, стоимость ремонта автомобиля подорожала, потому что изменилась логистика, изменилось финансовое планирование, с запчастями всё сложно, и, естественно, страховщики просят Банк России увеличить коридор».
По мнению автоэксперта Равиля Ахметжанова, у страховых компаний есть все основания просить пересмотра цен на полисы ОСАГО, поскольку они и так несколько месяцев работают в минус.
«В связи с тем, что в последнее время серьёзно повысилась стоимость транспортных средств, автозапчастей, а также изменилась логистика, резонно предположить, что произойдёт повышение цен в пропорциональном размере. Сейчас страховые компании работают в некоторой степени себе в убыток. Бесплатно они работать, естественно, не будут. Это недопустимая роскошь», – рассказал «Абзацу» эксперт.
Центробанк предложил расширить границы тарифного коридора ОСАГО для большинства категорий автовладельцев на 26% вверх и вниз. Таким образом, для легковых автомобилей диапазон базовой ставки тарифа составит 1646-7535 рублей, для такси – 1490–15 756 рублей.
На сколько подорожали запчасти?
По данным маркетингового агентства НАПИ, сильнее всего подорожали запчасти для китайских автомобилей Haval. Рост составил 93,3% за период с марта по июль текущего года. Запчасти для Geely выросли в цене на 57,7%, для Hyundai – на 45%, для отечественной Lada – на 33%.
«Конечно, стоимость ремонта автомобиля подорожала, потому что изменилась логистика, изменилось финансовое планирование, с запчастями всё сложно, – продолжает Ян Хайцеэр. – Страховщики просят Банк России увеличить коридор. Я могу предположить, что ОСАГО может подорожать на 15-30% и Центробанк пойдёт на эти уступки, а потом мы можем ждать ещё большего подорожания».
По мнению автоэксперта Андрея Троя, Банк России не осмелится поднимать цены на полисы ОСАГО выше уровня инфляции:
«Я думаю, где-то на стоимость официальной инфляции цены полисов нам поднимут. Однако, по моему мнению, ОСАГО уже и так стоит безбожно дорого, особенно учитывая то, как по ним обслуживают машины. А потому я не очень понимаю, куда они собрались повышать цены».
Он добавил, что если и компенсировать потери страховщиков, то точно не из карманов автомобилистов:
«На мой взгляд, Центробанку лучше бы порешать вопросы, чтобы субсидировать как-то стоимость этих самых полисов для страховых компаний вместо того, чтобы повышать цены для простых граждан, доходы которых и так снижаются из-за инфляции».
По мнению опрошенных «Абзацем» экспертов, решение о расширении тарифных коридоров Банку России в тандеме со страховщиками удастся протащить этой осенью. Тем более что автомобилисты не против, а только за. Не просто же так нам об этом уже рассказали результаты опросов.