Найти в Дзене
Энциклопедия по НДПИ

Окончание добычи в корпусе крупного дробления

Исследуя разные ситуации на предмет определения момента окончания ДПИ, мы выяснили, что добыча очень часто заканчивается вывозкой с усреднительного склада или из забоя.

А заканчивается указанная вывозка, довольно часто, доставкой ДПИ на крупное дробление. Место дробления имеет у разных недропользователей различные наименования. Далее мы будем использовать аббревиатуру ККД (Корпус Крупного Дробления).

Разгрузка известняка в бункер дробилки
Разгрузка известняка в бункер дробилки

Несмотря на то, что окончание доставки в ККД, казалось бы, должно определенно связываться с разгрузкой ДПИ на рудный двор или бункер ККД, в действительности, вопрос, а точно ли в момент разгрузки окончены добычные процессы, может оставаться.

Очень часто ККД построен на базе щековой дробилки. Как и любая дробилка, она не сможет справиться с кусками ДПИ, превышающих определённый размер (так называемые, негабариты). Негабариты должны быть раздроблены на несколько кусков до их загрузки в дробилку.

Обычно это делается ещё в карьере (шахте), но бывает, что негабарит все-таки прибывает в ККД. В этом случае его прямо в ККД дробят, в связи с чем и возникает вопрос, а это добычная операция, если выше мы сказали, что последняя добычная операция - это доставка в ККД (= разгрузка ДПИ на рудный двор или в бункер дробилки)?

Дробление негабарита - это добычная операция. Её смысл в доведении минсырья до требований ГОСТ по гранулометрическому составу. То, что она была совершена в ККД, на наш взгляд, ничего не меняет, а потому эта операция будет добычной, даже если она произведена в ККД.

В практическом плане это имеет значение исключительно для тех, кто применяет расчетную стоимость (железорудные предприятия с 2022 года, к примеру, не могут применять этот способ оценки ДПИ). Такие предприятия должны затраты на дробление негабарита учесть в расчетной стоимости.

В судебном деле № А42-1903/2018 был рассмотрен состав таких затрат. Для дробления на ККД часто используется гидромолот. Вот его амортизацию вполне можно включить в расчетную стоимость. Но только не всегда гидромолот идет как отдельная учетная единица. Если гидромолот учтен в составе дробилки, то придется ее амортизацию признавать косвенным расходом, связанным с добычей и иной деятельностью.

В указанном выше деле суды пошли дальше и признали добычным оборудованием: колосниковый грохот, питатель дробилки и кабину дробильщика. Если колосниковый грохот «ловит» негабариты, то можно согласиться с таким подходом. Но скорее всего, колосниковый грохот отсеивал то, что не требует дробления, то есть негабариты лежали на нем в куче с габаритами. Соответственно, колосниковый грохот не связан с дроблением негабаритов.

Та же история с питателем. Нередко именно на нем и обнаруживают негабариты, но нужен он совсем не для этого. Эта его функция более, чем вторична. На наш взгляд, и амортизацию питателя не надо отправлять в расчетную стоимость.

Кабина дробильщика будет связана с дроблением негабаритов лишь при условии, что из нее идет управление гидромолотом.

Рассмотренную ситуацию с удлинением добычного цикла можно усложнить, переместив ККД в недра. Рассмотрим эту ситуацию в отдельном материале.

Задание для самопроверки:

  • Иногда негабариты благодаря своей лещадности проскальзывают в дробилку. Как это влияет на налогообложение?