Найти в Дзене

Рабочий лист по теме "Синтаксис. Единицы синтаксиса: словосочетание и предложение". 8 класс

Рабочий лист состоит из теоретических блоков и упражнений к каждому из них. При желании теорию из рабочего листа можно удалить и оставить только задания.

Теория 1

Синтаксис. Сочинительная и подчинительная связь. Словосочетание.

Синтаксис— раздел грамматики, изучающий единицы синтаксиса — словосочетания и предложения, а также правила их построения.

Словосочетание— это объединение двух или нескольких слов. Слова могут быть связаны сочинительной и подчинительной связью.

Сочинительная связь— тип связи, при котором соединяются равноправные синтаксические единицы.

Подчинительная связь— тип связи, при котором соединяются неравноправные синтаксические единицы.

-2

Словосочетание– это смысловое и грамматическое объединение двух или более полноценных слов:

  • смысловое — подходят по значению (пушистый хвост, НО не пушистый коготь).
  • грамматическое — слова связаны друг с другом при помощи окончаний или предлогов и окончаний.
  • полноценных — самостоятельных частей речи.

Упражнение 1

Отметьте варианты, которые не являются словосочетаниями. Обоснуйте своё мнение.

  1. Бежать дорога
  2. Посмотрел в окно
  3. Гуляем не спеша
  4. Колбасный трактор
  5. Смеяться остро
  6. Около калитки

Теория 2

Структура словосочетания

В подчинительных словосочетаниях одно слово подчинено другому, то есть они связаны подчинительной связью, поэтому в них выделяют главное и зависимое слово.

Например:

читал книгу – подчинительное словосочетание;

главное слово – читал;

читал (что?) книгу – зависимое слово.

Упражнение 2

Найдите в словосочетаниях главное и зависимое слово. Обозначьте главное слово крестиком. Поставьте от главного слова вопрос к зависимому. Обозначьте части речи.

Автомобильная дорога, бережно хранить, говорил по-испански, кошачья грация, легковой автомобиль, ваза из стекла, невероятно интересно, красный от стыда, сияющая в небе, незадолго до рассвета, обрадовался при встрече, принесла вчера, недалеко от дома, великолепный розарий, гусиное перо, резко атаковать, слишком тихо, шёл напевая, крышка от кастрюли, говорила нараспев, чрезвычайно важно, задыхаясь от возмущения.

Теория 3

Виды словосочетаний

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, выделяют 3 вида словосочетаний. Рассмотрите примеры, найдите главное и зависимое слово в каждом словосочетании, определите часть речи главного слова. Сделайте вывод и заполните пропуски в таблице.

-3

Упражнение 3

Вернитесь к словосочетаниям из упражнения 2. Запишите их, распределив в зависимости от вида.

Именные / Глагольные / Наречные

Упражнение 4

Найдите четвёртое лишнее словосочетание в каждом ряду.

1) манная каша, верил в победу, юбка в клетку, очень весёлый;

2) говорил взахлёб, падающий вниз, собрание книголюбов, виляя хвостом;

3) вчера вечером, безумно тяжело, слева от ворот, сначала прочитай.

Теория 4

Подчинительными словосочетаниями не являются

● грамматическая основа (собака лает);

● однородные члены предложения (собака и кошка);

● предлог с существительным или местоимением (у собаки, кроме кошки, благодаря верности, с ними);

● частица с глаголом (не лает, залаяла бы, рычит же, пусть рычит);

● сложные формы будущего времени (будет охранять, будем заботиться);

● формы сравнительной степени прилагательных и наречий (более пушистый, громче всех, самый верный);

● фразеологизмы (жить как кошка с собакой, кот наплакал).

Упражнение 5

Выпишите только словосочетания. Найдите в них главное и зависимое слово. Определите части речи и виды словосочетаний.

Мимо дома, прогрохотал поезд, возле забора, пускай учится, будешь стараться, более вкусный, починил стол, бежать сломя голову, брат и сестра, серьёзный разговор, в течение часа, чрезвычайно медленно.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Теория 5

Что такое предложение?

Предложение — это интонационно завершенное и выражающее законченную мысль сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически.

Предложение служит для сообщения, то есть выполняет коммуникативную функцию.

Чем различаются словосочетание и предложение?

-4

Упражнение 6

Определите, какие из данных записей являются предложениями, а какие словосочетаниями. Рядом с предложениями поставьте букву «П», а со словосочетаниями – «С».

Яркого света ________

Горит свет. __________

Вижу в окне слабый свет. _________

Свет лампы ______

Свет от свечи тусклый. ________

Слабо мерцает _________

Жмурясь от света _______

Малыш жмурился от света. _______

Теория 6

Классификация предложений

-5

Упражнение 7

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания.

(1)Уч…ный Леонардо сегодня (с,з)делал уд…вительное открытие. (2)Вода может перем…ща(т,ть)ся с одного пр…дмета на другой а мы да(же) (не)замечаем этого. (3)Как он (с,з)делал такое открытие?

(4)Это уд…вительное свойство воды было открыто за завтр…ком. (5)Леонардо налил себе чашку г…ряч…го чая но тут зазв…нил телефон. (6)Леонардо пош…л искать телефон и долго (по) нему ра(с,з)говар…вал. (7)Что(бы) чай (не)остыл он накрыл ча(ш,ж)ку блюдцем. (8)Вернувшись он увид…л что на блюдце по…вилась вода. (9)Это (не)сказа(н,нн)о уд…вило Леонардо. (10)Ведь он накрывал ча(ш,ж)ку соверше(н,нн)о сухим блюдцем!

(11)Как(же) вода ок…залась на блюдце? (12)Вот как это явление об…ясняет Леонардо. (13)Вода и(с,з)п…ряется и ос…ждается на холодн…м блюдце (в)виде г…ряч…го пара (за)тем она (с)нов… остывает и пр…вращается в воду. (14)Этот проце(с,сс) называется к…нденсацией. (15)К…нденсация это переход вещества из газ…образного состояния в жи(д,т)кое.

(16)Попробуйте сами провести такой опыт.

Выпишите номера предложений.

А) вопросительные предложения: ___________________________________________________________

Б) побудительное предложение: _____________________________________________________________

Б) восклицательное предложение: ___________________________________________________________

В) сложные предложения: ___________________________________________

Файл для распечатки и ответы к заданиям вы можете скачать здесь.

Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.