Найти тему

Два драматурга. И еще один... Люди Возрождения

209 прочитали
Эту картину, как и краткую информацию о ней, я обнаружила несколько лет назад на одном из литературных блогов. "Бен Джонсон и Уильям Шекспир играют в шахматы" (1603 г.) — вот так то!

Эту картину, как и краткую информацию о ней, я обнаружила несколько лет назад на одном из литературных блогов. "Бен Джонсон и Уильям Шекспир играют в шахматы" (1603 г.) — вот так то!

История настолько меня заинтересовала, что я принялась искать о ней как можно больше информации. Нашедшее только еще больше вызывало с одной стороны восхищение, с другой — удивление.

Почему? Из-за обстоятельств написания картины.

Экспертиза подтвердила, что картина действительно была создана в начале XVII века, а ее автором является голландский художник Карел ван Мандер, хотя первоначально автором считался английский миниатюрист Исаак Оливер. Строго говоря, имя Оливера было написано на обороте картины.

А еще искусствоведы пришли к выводу, что картина писалась с натуры!

Представляете, вот так в 1603 году выглядели два драматурга. И хотя Бен Джонсон был основательно моложе Шекспира, выглядел он старше — должно быть, из-за тучности. А вот Шекспир на этой картине красив — не отнять.

Но как такая картина могла появиться на свет?!

Дело в том, что нет никаких свидетельств визита художника в Англию. Строго говоря, известно, что в 1603 году он был в своем имении в Химскерке (Северная Голландия). И нет никаких свидетельств визита Джонсона и Шекспира на континент.

Но картина-то существует!

Хотя есть возможность, что Джонсон и Шекспир могли отправиться на континент — спасаясь от чумы, она как раз свирепствовала в Лондоне, так что театры были закрыты. Но доказательств такого визита нет.

А вот любителям шахмат не дает покоя изображенная на картине партия. Правда, попытки ее разобрать ни к чему не привели. Специалисты даже не уверены, что изображена реальная партия, а не случайное расположение фигур на доске, а картину надо трактовать символически — мол, Шекспир как драматург одержал над Джонсоном верх. Но эти трактовки так и не объяснили, почему Шекспир играет черными. И не объяснили, чей красный рукав виден на картине справа и почему картина была обрезана.

Зато мне удалось найти информацию о художнике — его портрет ниже.

Эту картину, как и краткую информацию о ней, я обнаружила несколько лет назад на одном из литературных блогов. "Бен Джонсон и Уильям Шекспир играют в шахматы" (1603 г.) — вот так то!-2

Карел ван Мандер был не только художником, но еще и поэтом, драматургом, переводчиком и одним из первых северных искусствоведов, короче типичным человеком эпохи Возрождения.

Он писал религиозные пьесы, а потом сам же создавал к ним декорации. Он совершил поездку в Италию, написал фреску в память убитого в Варфоломеевскую ночь адмирала де Колиньи, а еще был наставником многих известных художников, в том числе Франса Хальса.

В 1604 г. Карел ван Мандер написал свое самое известное произведение "Книгу о художниках". Первая часть представляет собой стихотворное обращение к обучающимся живописи. Хотя Мандер и не давал им конкретных практических рекомендаций, он рассматривал сами принципы искусства.

Вторая часть содержит биографии античных живописцев и известных итальянских мастеров, в том числе Джотто ди Бондоне, Сандро Боттичелли и Андреа Мантенья. Есть в "Книге" нидерландские и немецкие художники: Гертген тот Сант Янс, Рогир ван дер Вейден, Лукас ван Лейден, Иероним Босх, Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший и Питер Брейгель Старший, Артген ван Лейден, Корнелис Энгелбрехтсен. Считается, что на биографические исследования Мандера вдохновило собрание биографий живописцев Джорджио Вазари.

Что оказалось не менее важным для современных историков искусства, так это то, что Карел ван Мандер сообщал, где и у кого находится то или иное произведение искусства.

В третьей части "Книги о художниках" Мандер давал подробный комментарий к важнейшему источнику мифологических сюжетов голландской живописи — "Метаморфозам" Овидия. Поскольку художники перестали писать религиозные картины и обратились к мифологии, то в ней надо было разбираться. Вот Мандер и давал рекомендации и разъяснял символику тех или иных мифологических фигур.

Это было одно из последних крупных творений ван Мандера. В 1606 году он умер.

© Юлия Р. Белова

Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"

Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи

Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи

Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки