За год до катастрофы на Чернобыльской АЭС в нашей стране произошло серьезное радиационное происшествие на подводной лодке К-431 в бухте Чажма в Приморье.
Подводная лодка К-431 (Проект 675) была спущена на воду в 1964 году. За двадцать лет службы субмарина совершила семь походов без серьезных происшествий. В конце июля 1985 лодка прибыла в залив Стрелок в Японском море на «перезарядку» своих реакторных установок.
В начале месяца была успешно «перегружена» первая установка по правому борту АПЛ. Во время работ со вторым реактором возникла проблема - на завершающей стадии перезарядки обнаружилось, что крышка биологической защиты не обеспечивает герметичность. Специалисты технической бригады предположили, что в пространство между крышкой и самим реактором попал посторонний предмет, вероятно огарок электрода. Офицеры приняли решение не сообщать о произошедшем в техническое управление Тихоокеанского флота, а попробовать устранить проблему самостоятельно.
10 августа 1985 года при повторном подъеме крышки в непосредственной близости к К-431 и стоящей рядом плавучей мастерской прошел небольшой катер-торпедолов. Им была спровоцирована сильная волна. Она раскачала саму субмарину и кран мастерской. Более того, одновременно с крышкой по ошибке техники подняли и поглощающие элементы реактора. Это фатальное совпадение незамедлительно спровоцировало сильнейший тепловой взрыв.
Крышка реактора взлетела на несколько сотен метров и упала на 6-й отсек лодки. Все 10 человек, занимавшиеся «перегрузкой» установки погибли мгновенно. Позднее, в ходе поисковых работ будут обнаружены разные обломки и кольцо одного из матросов. Именно по нему специалисты определят, что излучение у поврежденного реактора составило около 90 тысяч рентген в час.
После взрыва начался сильный пожар. Его тушили экипажи моряков с соседних судов и подводных лодок, а также сотрудники ремонтных мастерских. У большинства из них не оказалось даже самых простых средств защиты, а специальная аварийная бригада появилась уже после того как главный очаг возгорания был ликвидирован. Из-за несогласованности в действиях служб флота многие люди получили серьезные дозы облучения, у некоторых врачи диагностировали острую лучевую болезнь.
Последствия аварии оказались серьезными. Всего пострадало около 300 человек - военные и рабочие судоремонтного завода. Бухты была заражена, радиоактивные осадки обнаружились на полуострове Дунай и на небольшом участке Уссурийского залива. Несмотря на повреждения лодку К-431 удалось удержать на плаву и отбуксировать для последующей утилизации. Кроме неё «списали» и субмарину К-42, которая во время аварии ремонтировалась неподалеку.
Главным виновником всего произошедшего комиссия ВМФ объявила контр-адмирала В.М. Храмцова, который на тот момент командовал 4-й флотилией АПЛ Тихоокеанского флота. Он получил строгий выговор, а также предупреждение в связи с неполным служебным соответствием. Через два года Храмцов ушел на пенсию.
Ставшая результатом человеческой халатности это авария предвосхитила страшную весну 1986-го. К большому сожалению, уроки из инцидента тогда извлечены не были, а о произошедшем общественность вообще узнала через несколько лет.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.