Такое ощущение, что этим летом все куда-то поехали на поезде. Или просто стало мало вагонов? Цены кусаются, но, несмотря на это, билеты не взять. Что вообще происходит?
Начнем с направления Петербург – Москва.
Открыл сайт РЖД с билетами на дату отправления через неделю (от дня написания этого текста).
Главный поезд на этом направлении – «Сапсан». Еще недавно билеты на него можно было купить за две с небольшим тысячи рублей. Сейчас на рейсы, где еще много мест в наличии, самые дешевые билеты стоят от 4,5 тысяч рублей.
А на рейсы, где осталось мало мест, билеты в эконом-класс продают и вовсе за 7,5 тысяч рублей.
«Сапсанов» между Петербургом и Москвой стало меньше и, чтобы как-то компенсировать потерю, запустили другие дневные поезда. Так между столицами курсируют уже две пары «Ласточек». Но самые дешевые билеты (по сути за место в электричке) стоят 2,7 тысячи рублей.
Думаете, не разбирают? Еще и как разбирают! Битком ходят.
Разбирают даже запущенный состав из простых сидячих цельнометаллических вагонов. Поезд идет девять с половиной – десять часов (в зависимости от направления) с кучей промежуточных технических остановок на жаре.
И, тем не менее, за день до отправления мест нет.
Плацкартных вагонов на направлении Петербург – Москва почти не осталось. За неделю до отправления сайт РЖД нашел всего один поезд с плацкартными вагонами и жутким расписанием (из четырех десятков разных поездов). В остальные поезда с плацкартными вагонами билеты раскуплены.
В поезда, состоящие из двухэтажных вагонов, которые в ФПК позиционировали как более экономичную замену плацкарта, билет на нижнюю полку стоит от 4000 рублей.
А что с другими направлениями?
Билет из Москвы в Кострому на «Ласточку» на завтра стоит 2000 рублей.
Из Петербурга в Петрозаводск в ближайшую субботу уехать не на чем. И такая картина наблюдается во многие дни. ФПК несколько месяцев назад сократили ночной поезд Петербург – Петрозаводск. И вот последствия. (Хотя у двухэтажки №159/160 перестой по Петрозаводску почти сутки, за это время успела бы сгонять в Петербург. Но нет. Э – эффективность).
Такая картина по многим направлениям. Из Москвы в Великие Луки мест на завтра нет. Их нет давно. Поезд ходит всего один и не справляется с паспотоком. Увеличивать количество поездов или вагонов в ФПК не хотят.
На Псков тоже остались последние билеты.
Чуть лучше обстоят дела на южном направлении. РЖД взялись обеспечить перевозки на юг, где закрыты аэропорты. На юг места есть на все дни, но в основном на поезда, которые от Москвы до Сочи или Анапы идут около двух дней.
А вот обратно – по понятным причинам – мест нет. Все хотят уехать с моря в конце лета.
Ранее в РЖД обнародовали статистику перевозок в июле. Тогда поездами дальнего следования были перевезены 13,6 млн пассажиров. Кажется, что и в июле РЖД работали на пределе возможностей, но, тем не менее, не смогли превзойти показатели доковидного июля 2019 года, когда поездами дальнего следования было перевезено 14 млн человек.
Но штука еще в том, что в конце 2018 года у РЖД было 18000 вагонов, а к конце 2021 осталось меньше 16000.
Вот и получается, что рост пассажиропотока вполне может быть ограничен парком вагонов. А цену можно установить любую. Люди все равно поедут.