В 90-х годах в стране разразился кризис, который охватил все сферы жизни общества. Пришла в упадок оборонная промышленность. В силу сложившихся обстоятельств ослаблены или ликвидированы целые научно – технические направления. С учетом того обстоятельства, что в это же время развалился Советский Союз, и нарушились многолетние связи между предприятиями, оказавшимися на территории вновь образовавшихся независимых государств, положение с производством многих изделий ухудшилось многократно.
В 1996 году на ФГУП «Завод «Красный гидропресс» было введено внешнее правление под руководством В.В.Демкина. В 1998 году завод был признан восстановившим финансовую деятельность, и Владислав Владимирович Демкин стал генеральным директором. Увеличилась интенсивность работ по поиску новых направлений деятельности для предприятия. Благодаря его усилиям, знаниям, опыту и личному обаянию была создана мощная работоспособная команда, которая работала четко, слаженно и бралась за решение самых сложных задач.
Начало 2000-х запомнилось тем, что предприятие освоило производство большого количества новых изделий, в том числе и для атомной энергетики.
Освоение новых изделий и подготовка производства осуществлялась в условиях сильного дефицита кадров. На ОАО «Красный гидропресс» вопросом проработки и корректировки конструкторской документации на специзделия занималось КБ под руководством Пискова Леонида Тимофеевича. Было создано конструкторское бюро оборудования для атомных станций под руководством Гошталека. Учитывая, что направление для нас было совершенно новое, и отсутствовал ряд производственно-технологических переделов, задача предстояла не простая. Необходимо отметить высокий уровень проработки конструкторско-технологической документации проведенной группой конструкторов и технологов, и выдаче рекомендаций по ее корректировке, как на стадии запуска в производство, так и в процессе изготовления.
Определенные трудности вызывало то, что зачастую документация, переданная проектантом, не была отработана на производстве, так как изготовление некоторых изделий ранее велось в республиках, оказавшихся после распада Советского Союза в другом государстве. Таким образом, полученная документация, требовала тщательной проработки, анализа и доработки. Совместная проработка документации до запуска в производство, анализ результатов изготовления первых узлов и деталей, разработка рекомендаций по доработке конструкторско-технологической документации сдружили коллективы исполнителей ОАО «Красный гидропресс» и разработчиков: АО «Гидроприбор», ОАО «ВНИИАМ» (г.Волгодонск), АО «Атоммашэкспорт» и др.
Примечательно, что все работы выполнялись с необыкновенным желанием, никого не нужно было просить остаться после работы или выйти поработать в субботу. Атмосфера была рабочая, дружелюбная, на результат. Да были споры, были разногласия, но без злобы, без крика. Все, по существу, и с добрым юмором. Селектор обычно вел начальник ПДО Бурмистров Владимр Борисович, а вечерние оперативные совещания, или «штабы», как их называли, Андреев Александр Васильевич – заместитель директора по производству. Его фразы и афоризмы навсегда запомнились. Короткие, емкие, с юмором.
Ты умный, как моя жена потом.
Изделие как трамвайный билет, а вы возвели его в ранг 1690.
Ты как пчела – видишь далеко, но узко.
Рабочий получает зарплату за руки, мастер за ноги, а я за язык.
Стараются в постели, а тут работать надо.
Ты мне как цыганка расскажи: что было, что будет, чем сердце успокоится.
Ходят по заводу с красной папкой гусиной походкой.
Неделя в три смены – 15 дней. У тебя целый месяц впереди.
У нас на заводе только три варианта ответа: первый раз слышу, никто не обращался и щас разберусь.
Утренний селектор – 15 минут позора и целый день свободен.
Освоение производства новых изделий требовало решения ряда технологических задач. Директором по науке и перспективным разработкам ОАО «Красный гидропресс» - Воробченко Владимиром Николаевичем было решено выделить и сконцентрировать основные ключевые и специфические технологии, определяющие основу производства изделий для флота. Когда приходила документация на новое изделие, он не ограничивался простой передачей на проработку в службы, понимая, что такой, чисто бюрократический подход не позволит оперативно оценить возможности изготовления и объем подготовки производства. Ведущие специалисты всех подразделений, собирались у него в кабинете и, под его непосредственным руководством, просматривали весь пакет конструкторской документации. Тут же определяли, что нужно для выполнения и перед каждым ставилась конкретная задача.
С целью упорядочения работ, связанных с изготовлением оборудования для АЭС: получение лицензии, подготовка производства, разработка технологической документации и контроль, за ее внедрением в производство было возложено на технического директора – Рария Игоря Михайловича. Игорю Михайловичу понадобился всего год для того, чтобы решить вопрос по прохождению обучения и аттестации специалистов предприятия, получению лицензии на изготовление оборудования для АС. Главным помощников в этом нелегком деле, в части касающейся подготовки необходимых документов была Бакланова Елена Ивановна – начальник БСК.
Наиболее сложная задача, освоение и внедрение на предприятии производства редких видов литья, стояла перед главным металлургом – Михайловым И.М. и его заместителем - Сергиенко А.М. Нужно отметить, что металлурги с поставленной задачей блестяще справились и освоили технологию литья в рекордно короткие сроки.
Не мало проблем пришлось решать и главному сварщику – Идельсону Валерию Вольфовичу несмотря на то, что у предприятия уже был большой опыт по сварке и вальцовке цветных металлов. Задача усложнялась тем, что конструкции были далеко непростые и существенно отличались от обычных тел вращения. Кроме того, требования к проверке сварных швов и большие объемы испытаний требовали не только высокой квалификации сварщиков, но и хорошо продуманную технологию позволяющую обеспечить качество сварных швов внутренних полостей узлов. Здесь на страже выполнения всех технических требований чертежа стоял ведущий конструктор – Кирпа Олег Тарасович. Боялись его больше, чем работников ОТК. Необыкновенная способность к анализу, профессионализм и богатый инженерный опыт позволяли ему с первого взгляда определить имеющиеся недоработки, как в чертежах, так в техпроцессах и самих изделиях. Со свойственной ему прямотой и сварливостью он мог остановить в цеху руководителя или специалиста любого ранга, высказать ему свое мнение и выдать подробные рекомендации, основанные на расчетах и требованиях НТД. Сборка первых изделий осуществлялась во многом благодаря его постоянному присутствию на участке.
Большой объем работ был выполнен службой главного технолога, под руководством Федоровича Николая Павловича и Ефремова Валерия Дмитриевича. На их плечи ложилась задача по перепланировке цехов с учетом определенных приоритетов, координации и сведению воедино всех технологических процессов, разработке процессов механической обработки и сборки. Одной из сложнейших, и в тоже время интереснейших задач, была проблема подбора режимов резания, инструмента и смазочно-охлаждающих жидкостей для инструмента, обеспечивающих качественную обработку маломагнитных сталей. После долгих экспериментов, переломав огромное количество инструмента, поставленную задачу удалось решить самым неожиданным образом. Но как именно? Пусть это останется секретом.
В 2002 году, во многом благодаря усилиям исполнительного директора - Акопян Мануила Хачатуровича (на фото крайний справа), было организовано серийное производство топливозаправщиков .
Добрая и рабочая атмосфера была создана Емельяновой Галиной Ивановной - помощником генерального директора. Она успевала все, взять на контроль выполнение поручений генерального директора, обеспечить питанием тех, кто остался на производстве во внеурочное время, проследить, чтобы в случае необходимости, ценному работнику было обеспечено достойное лечение и многое другое.
Колоссальная нагрузка по своевременному обеспечению предприятия всем необходимым ложилась на отдел снабжения и коммерческое управление.
Результатом совместных усилий стало изготовление первого, на постсоветском пространстве, трала, целой линейки теплообменного оборудования для АС, миникотельных КАМ (руководитель проекта Старовойт Герман Васильевич), аэродромных топливозаправщиков (руководитель проекта Пономаренко Валерий Васильевич) и многих других изделий.
К сожалению, некоторых уже нет с нами, но они остались в нашей памяти, в наших сердцах, а дела их продолжают жить в изделиях созданных на благо России.
#красный гидропресс #таганрог #история #таганрог #юбилейзаводакрасныйгидропресс