Подбор и наем сотрудников – важный этап в развитии любого бизнеса. Только, если у крупных компаний приход одного-другого некомпетентного сотрудника погоды не сделает, то для малого и особенно микробизнеса кадровая ошибка может оказаться фатальной. Ведь в секторе МСП каждый сотрудник часто закрывает сразу несколько направлений. Кроме того, истории с увольнениями не по собственному желанию всегда негативно сказываются на настроениях оставшихся сотрудников. Плюс это всегда требует времени и сил.
Подбор работников начинается с размещения вакансии
Тут надо четко описать, кто нужен. Прежде всего, важны профессиональные качества, навыки и компетенции, soft skills (например, умение работать в команде и т.п.), ну и полезные личные качества. За основу можно взять аналогичные должности в своей или другой компании.
Стоит избегать заумных названий должностей, завышенных требований, непонятного круга обязанностей, приукрашиваний и заезженных фраз (гибкий график, стрессоустойчивость, инициативность). Нелишним будет помнить, что при приеме на работу запрещается дискриминация по полу или возрасту, национальности или семейному положению и т.д., не стоит упоминать их в объявлении.
Места для поиска сотрудников
Центр занятости. А вы знали, что малый и средний бизнес может бесплатно воспользоваться услугой подбора персонала через центр занятости? Да! Есть такой портал «Работа России» - это как раз та самая бесплатная база. Это удобно, а иногда еще и выгодно: при трудоустройстве через центры занятости в ряде случаев предприниматели получают бонус – субсидию в размере трех МРОТ на каждого сотрудника.
Специальные сайты. HeadHunter, Superjob, Авито – это одни из самых популярных ресурсов. Здесь можно оставить свои вакансии и искать работников по резюме претендентов.
Соцсети компании. Подписчики почти на 100% лояльны к предприятию и среди них могут оказаться те, кто готовы стать частью команды. Но публиковать вакансии слишком часто не стоит – у подписчиков может возникнуть ощущение большой текучки, что не даст вам бонусов.
Тематические сайты и сообщества. Это как профессиональные группы (как самостоятельные, так в популярных мессенджерах и соцсетях), так и узкие чаты с вакансиями специалистов определенного профиля.
Профильные образовательные учреждения. Трудоустройство выпускников – это дополнительное преимущество для учебных заведений. Договорившись с руководством организации, для студентов можно организовать стажировку или практику, в том числе с последующим трудоустройством.
Собрав базу резюме, можно приступать к их анализу. Часть кандидатов отсеется сразу же, а с теми, кто пройдет отбор, можно уже связаться. Предварительное собеседование поможет выяснить опыт работы, причину поиска работы, зарплатные ожидания и прочее, включая проверку актуальности рекомендаций.
Не стоит звонить в организацию, где кандидат еще трудоустроен, это может ему выти боком.
Важная часть проверки – тестирование
Задания должны быть максимально приближены к реальной работе. Также можно провести личностные тесты. Во всех случаях надо заручиться письменным согласием кандидата.
Очную встречу после тестов проводит уже руководитель бизнеса и/или непосредственный начальник. Собеседование – это финальный этап подбора кадров. Когда все они успешно пройдены, надо обговорить дату выхода на работу и остальные детали: должность, зарплата (если не оговаривалась ранее), испытательный срок. Можно сделать оффер, т.е. письменное предложение о работе.
Нелишним будет созвониться с кандидатами, которые ранее не прошли отбора. Это повышает лояльность к компании и помогает формировать кадровый резерв, который может быть востребован позже.
#мсп #корпорация мсп #вакансии #работники #наем #работа #малый бизнес #предпринимательство