Найти тему

Часть восьмая. Инженерно-авиационная служба полка.

Часть восьмая. Инженерно-Авиационная Служба

Данную тему разобьем на две части ввиду ее полного освещения автором, так как это был его хлеб на фронте, и от этой службы зависели наши победы в небе, как и жизнь и здоровье летчиков.

Итак, успешное выполнение заданий командования в воздухе во многом зависело от инженеров, техников, механиков и младших авиаспециалистов, как они готовили материально-техническую часть самолетов к боевым вылетам. Летчики полка за войну совер­шили около 4000 боевых вылетов, но никогда материальная часть их не подводила, вооружение работало безотказно. Большая заслуга в этом техников и механиков.

Из личного фотоархива Заболотских А.В.
Из личного фотоархива Заболотских А.В.

Первым инженером полка был капитан Горчаков Михаил Петро­вич. Михаил Петрович был очень грамотным специалистом, внима­тельный и заботливый командир, замечательный товарищ, хотя по возрасту он был старше нас. Под его руководством в полку сло­жилась хорошая инженерно-авиационная служба, с положительной стороны она показала себя в боях на Калининском и Западном фронтах. Инженерами эскадрильи были:

- первой - Мещеряков,

- во второй - Кириллов В.Н.,

- в третьей - Иванов.

Инженером по вооружению был Чепурин, капитан Иванов Г.И., инженерами по спецоборудованию были Пеймер, Надточий, Недолуяко И.Д.

Техниками по вооружению были Мурзак, Бредюк и Рак.

Из архива Заболотских А.В.
Из архива Заболотских А.В.

Один острослов, местный поэт сочинил про них четверостишье:

- ... Если откажут пушки "Шваки",

Забегают мурзаки, бредюки и раки ...

ШВАК 29 ММ авиационная пушка
ШВАК 29 ММ авиационная пушка

Надо сказать, что специалисты по вооружению со своими обязанностями справлялись очень хорошо, хотя приходилось им работать в невы­носимо тяжелых условиях (холод, пурга, дождь - но оружие должно быть в порядке).

Техсостав полка (из архива Заболотских А.В.)
Техсостав полка (из архива Заболотских А.В.)

Больше всех из техсостава доставалось механикам-эксплуатационникам, они полностью несли ответственность за подготовку самолетов к боевым вылетам. Нередко самолеты возвращались с заданий сильно поврежденными, надо было в короткое время устра­нить неисправности, пробоины и подготовить самолет к полетам, приходилось без сна в ночное время работать всему экипажу само­лета, чтобы он был готов к выполнению задания. Особенно тяжело было в зимнее время работать, мешали холод, снежная пурга, ветер, но все эти трудности механики и младшие авиаспециалисты переносили и самолеты во время готовились к вылетам на боевые задания.

Из архива Заболотских А.В.
Из архива Заболотских А.В.

В авиации существует такой порядок: через определенное количество часов работы двигателя самолета в воздухе необходимо выполнить определенные регламентные работы (через 5-I0-I5-25 часов и т.д.) и сделать запись в формуляре самолета о выполне­нии этих работ, за этим строго следили техники звена, инженер АЭ и инженер полка. Был такой порядок, если гвоздем прокололо камеру, колесо спустило, то нельзя было эту камеру заклеить, ее обязательно надо было сдать в каптерку, получить новую камеру, смонтировать и поставить колесо, о выполненной работе обязательно сделать отметку в формуляре самолета.

Строго контролировалось качество бензина, перед заправкой самолетов бензином инженер полка или АЭ проверяли разрешение на заправку самолетов бензином и требовали от шоферов бензо­возов, чтобы они сливали определенное количество бензина из отстойников, где обычно собирались капли воды.

Летчики полка (из личного архива Заболотских А.В.)
Летчики полка (из личного архива Заболотских А.В.)

Летчики и механики жили очень дружно, делили все тяготы фронтовой жизни. В полку были очень хорошие авиаспециалисты, такие как, Гаврилов А.Д., Аракелов О.Г., Мамонов А.И., Иванов М.М., Пискунович Д.А., Соловьев А.И., Кулаев П.О., Макейчев В.И., Сушко Е.И., Федулов Г.Н. и многие другие.

Специалист по вооружению Бекасов А.А. на тумбочке (из архива Заболотских А.В.)
Специалист по вооружению Бекасов А.А. на тумбочке (из архива Заболотских А.В.)

Большим уважением пользовалась специалисты по вооружению механики Бекасов А.А., Зуев Н.П., Тимин В.А. и другие.

Где же Вы теперь, друзья однополчане ? (из личного архива Заболотских А.В.)
Где же Вы теперь, друзья однополчане ? (из личного архива Заболотских А.В.)

В полку служили и девушки, они делили все невзгоды вместе с парнями, многие из них были младшими специалистами по воору­жению. Во 2-й АЭ служили Ольга Грищенко, Таня Недосекова, в других эскадрильях служили Бак-Бурьян Надя, Валя Гиндич, Маша Кустова. Маша работала в штабе полка, а потом в дивизии "Смерш".

Девушки полка (из личного архива Заболотских А.В.)
Девушки полка (из личного архива Заболотских А.В.)

За успешное выполнение боевых задач многие девушки награждены правительственными наградами, Ольга Грищенко награждена орде­ном "Красная Звезда" и медалью "За боевые заслуги". После окончания войны их демобилизовали в первую очередь. Маша Чижова (Кустова), Надя Бак-Бурьян, Валя Белокопытова (Гиндич ) приезжают на наши встречи, принимают активное участке в оформлении музеев боевой славы 6-го ИАБКК в средней школе № 625 г. Москвы, в средней школе № 26 г. Бобруйска, ведут большую поисковую работу, делятся своими воспоминаниями о боевом пути полка.

из личного фотоархива Заболотских А.В.
из личного фотоархива Заболотских А.В.

В ходе войны полки и дивизии часто перебазировались на новые аэродромы. Технический состав часто перелетал на новую точку на самолете Ли-2 ("Дуглас") или на автомашинах.

Из архива Заболотских А.В.
Из архива Заболотских А.В.

С разрешения командования полка механики самолетов пере­летали в новые места базирования в самолетах истребителях, так как эти перелеты были связаны с большим риском, ведь самолеты Ла-5, Ла-7 к перевозке пассажиров не приспособлены, механики залезали в фюзеляж самолета через бортовой люк или радиолюк, укладывали на металлический подкос куртку и усаживались сзади летчика. Держаться ему при посадке самолета было не за что, там проходит одна тяга и два троса, механик сидит очень неудобно.

Не все такие перелеты оканчивались благополучно. В полку "Нормандия-Неман" при перелете погиб французский летчик и наш авиамеханик. Командование стало реже давать разрешения нам на перелет в фюзеляжах самолетов, но все же такие перелеты бывали.

В конце марта 1944 года наш полк перелетал с аэродрома Емельяновка под г. Юхнов Калужской области на Чугуевский аэродром под Харьковом с промежуточной посадкой в Курске.

из архива Заболотских А.В.
из архива Заболотских А.В.

В самолете командира третьей АЭ Любенюка Ю.М. находился техник Гордиенко, через несколько минут после вылета, на самолете остановился двигатель (позднее установили - произошел обрыв поршня в одном цилиндре), летчик вынужден идти на вынужденную посадку, хотя место для посадки было очень неудобным. Любенюк Ю.М. самолет посадил на берег реки Угра, посадка была очень грубой, от сильного удара отвалилось хвостовое оперение, но к счастью техник Гордиенко остался живым, хотя получил силь­ные травмы.

Продолжение будет...

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки и комментарии. Будем надеяться в живых еще остались ветераны полка, которым интересно будет вспомнить боевую молодость.

Если хотите поддержать канал, вот реквизиты для перечисления средств:

4279 3806 9050 4024 Сбербанк Елисей Александрович Г… (правнук Заболотских Анатолия)

В планах посетить московскую школу 625 сделать фотообзор музея боевой славы 813 ИАП, который создал и поддерживал на протяжении всей жизни наш дед. Возможен выезд в славный город Бобруйск.