Найти тему
Без шелухи. Marina Kon

Как римская матрона удачно сходила на гладиаторские игры

Ей чуть за 20, она хороша собой и принадлежит к одной из лучших патрицианских семей. Была замужем, но развелась. В отличие от своей праправнучки и тезки Валерии Мессалины, что позже прославится легендарным распутством, наша матрона слывет добродетельной, к ней не прилипают сплетни. Такая скукота. Потому о Валерии Мессале мало кто в Риме знает. 79 год до н.э., солнечный денек. Скучная женщина появляется на трибуне римского цирка, где вот-вот начнутся бои гладиаторов.

Героиня дня

… Валерия вслед за братом пробирается к своему месту во втором ряду, откуда вся арена как на ладони. Здесь сидят самые знатные горожане - и как же неловко топтать им ноги; проходы узкие, Валерия вынуждена без конца извиняться. Она косится на первый ряд: там почетные места для тех, кто правит Римом.

Сулла в Риме. https://www.menofthewest.net/wp-content/uploads/2019/07/Cato-4.png
Сулла в Риме. https://www.menofthewest.net/wp-content/uploads/2019/07/Cato-4.png

Сегодня игры пришел посмотреть сам Луций Корнелий Сулла, всесильный диктатор. Да вон он, сидит в белоснежной тоге с пурпурной каймой; Валерия сейчас окажется у него за спиной. Ой, только бы не задеть первого человека в Риме локтем или сандалией…

Молодая женщина косится на плечо диктатора: к красиво уложенным складкам ткани прицепился клочок шерсти. Машинально Валерия снимает нитки, сжимает их в ладони. Сулла чувствует легкое прикосновение, оборачивается. Что сказать, чтобы он не разозлился?

- Прости, Луций Корнелий. Просто я захотела для себя малой доли твоего счастья.

Каждый знает, что Сулла – любимец фортуны. Представитель захудалой ветви рода Корнелиев, он долго добивался должностей и признания. Много раз был на волосок от смерти; его свергали, прогоняли, унижали – а он дерзко повел войска на Рим и взял его под свое управление. Теперь у него неограниченные полномочия, он казнит и милует кого пожелает.

Сулла. https://archive.org/services/img/GVR040CinnaEnSulla/full/pct:500/0/default.jpg
Сулла. https://archive.org/services/img/GVR040CinnaEnSulla/full/pct:500/0/default.jpg

Недавно Сулла прибавил к своему имени агномен Феликс – «счастливый». А что она, Валерия? Разведена, бездетна, грустит и не знает, выйдет ли снова замуж. Да уж, капелька удачи ей не помешает.

Сулла улыбается: ему приятны ее слова. Почему он до сих пор не знаком с этой женщиной? Пока на кровавом песке арены фракийцы рубятся с галлами, слуги диктатора рыщут в поисках сведений о красавице. Она из рода Валериев? Пожалуй, будет познатнее его самого. А как хороша, нет слов. Диктатор забывает про игры, его голова то и дело поворачивается назад, глаза встречаются с глазами прелестницы.

https://i12.fotocdn.net/s121/6920cfd6886dd7c6/public_pin_l/2774460589.jpg
https://i12.fotocdn.net/s121/6920cfd6886dd7c6/public_pin_l/2774460589.jpg

«После этого пошли у них перемигивания, переглядывания, улыбки – и все кончилось сговором и браком», сообщает Плутарх. Сулле под 60, он давно не так привлекателен, как прежде, его уродует кожная болезнь. Но власть придает мужчине магическое обаяние; Валерии кажется, что она его любит.

После свадьбы

Сулла женился то ли четыре, то ли пять раз. Он никогда не церемонился с супругами, всегда жил, как хотел, не считаясь с их мнением. Ну хотя бы на склоне лет пора угомониться. Ничуть не бывало. Без оглядки на молодую жену Сулла пьянствует прямо в своем доме, в веселом обществе актеров и кифаристок. Он не скрывает нежных чувств к греку Метробию, что играет на сцене женщин; Метробия Луций Корнелий полюбил много лет назад и не собирается отпускать от себя. Реки вина, похабные шутки, громовой хохот…Как в таком вертепе чувствует себя Валерия? Вряд ли комфортно.

Отречение Суллы. https://worldofhistory.ru/wp-content/uploads/2021/10/Otrechenie-Sully.jpg
Отречение Суллы. https://worldofhistory.ru/wp-content/uploads/2021/10/Otrechenie-Sully.jpg

Спустя несколько месяцев Сулла добровольно слагает с себя полномочия диктатора, при этом не теряет ни крошки авторитета. Его боятся как чумы, у него повсюду глаза и уши. Консулом на следующий год избран его недруг Лепид? Сулле плевать, он уверен – его не тронут. Только проклятая болезнь высасывает силы, и даже милая Валерия уже не так ему мила.

Экс-диктатор умрет в 78 году до н.э., успев наградить жену ребенком. Их дочь Корнелия родится после его смерти. Что стало с ней и с Валерией?

В источниках пишут, что обе умерли от инфекции. Но почему-то матрона Валерия Мессала возбудила к себе большой интерес литераторов; те ярко и местами изобретательно расписали ее жизнь после Суллы.

Колин Маккалоу в романе «Фавориты Фортуны» соединяет Валерию с Метробием – якобы еще до похорон Суллы они вместе покинули Рим и уехали в тихую Киренаику (север Африки). Метробий обещает матроне воспитать ее ребенка, который вообще-то родится не пойми от кого, поскольку Валерию вовлекли в оргию.

Рафаэло Джованьоли в романе «Спартак» делает Валерию любимой женщиной мятежного гладиатора. Сулла подозревает, что ребенок не от него, но на следующий день умирает. И в этой книге Валерия Мессала остается жива.

Мила, добра, порядочна. Редчайший образец римской патрицианки. И я вслед за романистами, решая судьбу Валерии, подняла бы большой палец вверх.

Автор – Марина Туманова