Найти в Дзене
Репортёр

КОЛЛЕКТИВНЫЙ СТАЛИН. Украинцы требуют судить пенсионеров и учителей, оставшихся за линией фронта

Киевский международный институт социологии публикует результаты исследования, которые лучше бы положить под сукно и забыть о нём навсегда. Поскольку оно — одно из крупнейших саморазоблачений.

Суть исследования — отношение украинцев к согражданам, оставшимся на новых неподконтрольных Украине территориях и вынужденных там как-то жить. Нужно получить российский паспорт. Нужно подать документы на получение пенсии или иных социальных выплат от местной временной администрации (но по факту — от России).

Нужно, потому что даже если такие выплаты ещё начисляются на карты, снять эти деньги уже негде: банкоматы пусты/работают, а гривна вытесняется из оборота рублём. Перестала доставлять пенсии и «Укрпочта»: с 1 августа её отделения работают только на подконтрольных Украине территориях.

Да, есть простой способ решить эти проблемы — уехать. Но, во-первых, это создаёт массу новых (где жить, где работать?), к которым человек может быть не готов. А во-вторых, уехать могут/хотят не все. И имеют на это полное право. Вот нравится человеку жить в условной Васильевке Запорожской области. Кто вправе его заставить бросить всё и ехать в Винницу — потому что это, якобы, правильно и патриотично?

Результаты опроса откровенно удручают. Ладно, оставим в стороне тех, кто согласился работать в местных администрациях (к ним у украинцев больше всего претензий — 70% жителей Запада и Центра требуют для них уголовного наказания). Но в опросе — пенсионеры, учителя, врачи, работники критической инфраструктуры (водоканалов, электростанций). И много кого нет. Какой-нибудь матери-одиночки, которой не к кому и не за что ехать.

Врачам, кстати, повезло больше всех: покарать их согласны только треть жителей Запада и лишь четверть Центра Украины. К учителям они уже не так снисходительны (58% и 52%). Пенсионеров пожалели 50% и 40% соответственно. В положение работников водоканалов вошли 36% и 35%.

Мы обращаем внимание в первую очередь на Запад и Центр, поскольку в ходе военной операции значение макрорегионов в украинской социологии резко изменилось. На конец мая в стране насчитывалось более 8 млн внутренне перемещённых лиц (более 20% от оценочной численности населения). Грубо говоря, из Востока и Юга эти миллионы переехали в Центр и на Запад.

Понятно, что люди таким образом могут не столько отвечать на вопросы анкеты, сколько выражать своё неприятие происходящего. И всё же требование судить учителя за то, что он учит — всё равно, что заново казнить Януша Корчака.

В 2014-м у киевских журналистов во время эфиров был такой дежурный вопрос гостям «Почему они все [речь о жителях Донбасса] не уехали?». Ну вот Корчаку тоже предлагали уехать, и не единожды. Даже перед дверью газовой камеры.

Корчак — пример конечно исключительный, но есть и попроще аналогии.

«У нас нет пленных, у нас есть предатели» — известная фраза, приписываемая Сталину. На деле было далеко не так. По данным статистики, большая часть военных и гражданских репатриантов (примерно 85% и 98%) по освобождении из плена вернулись домой, были вновь призваны в армию либо мобилизованы в рабочие батальоны НКО. И лишь оставшимися занимался НКВД.

Но кому это интересно, правда? В среднеобывательском представлении Сталин репрессировал всех.

Результаты соцопроса — один большой коллективный обывательский Сталин. Требующий отправить в ГУЛаг всех, кто не смог/не захотел уехать. Это уже даже не 4 млн доносов, а 4 млн приговоров.

Декоммунизация Украины, похоже, сводится только к памятникам и топонимике, тогда как массовое сознание катится к тоталитаризму. Именно для него характерно требование фактического запрета на личную (отдельную от государства) жизнь и наказание для тех, кто от этого уклоняется.

Понятно, что любая социология на Украине сегодня «контужена» боевыми действиями. И тем не менее, делать выводы из неё можно. В первую очередь, самим украинцам.

#украина #статистика #исследования