В ожидании лифта в детской больнице скопились люди. Сплит-система нагоняет прохладу. Рядом с нами молодая женщина с сыном лет двенадцати.
- Что ты там встал? – резкий возглас разрывает тишину. - Иди сюда!!
Понурый подросток делает два осторожных шага.
-Ну и чего ты встал под сплит?! Только вылечились же!!
Подросток беспокойно оглядывается, не понимая, куда ему нужно встать, опускает глаза, застывает.
Лифт наполняется людьми и взмывает вверх. На одном из этажей выходит пожилой мужчина. Мальчишка лет шести тянется нажать кнопку своего этажа, но не может. 12-летний решает помочь – и быстро тыкает в кнопку закрытия дверей.
И его мама, как по сигналу:
- Нельзя нажимать кнопки в незнакомых лифтах!! Ты вечно ничего не можешь нормально делать!!! Так лучше и не делай!!!
Сила слов этой женщины такова, что даже чужой мальчишка жмется к своей матери.
Выходя, я бросаю взгляд на мальчишку. Он еще больше ссутулился, голова опустилась почти на грудь, взгляд уперся в ноги…
Мы очень легко перенимаем чужие эмоции. Страх, тревожность можно легко подхватить и начать тревожиться самим. Особенно, если такие эмоции транслируют наши родители или другие близкие люди.
Прицепом за тревожностью ходит неуверенность. Это как айсберг: неуверенность – верхушка, а тревожность – то, что скрывается под толщей воды.
Неуверенный человек не может понять, что он делает не так. Он привыкает к жизни под диктовку. И без контролирующего взрослого ориентироваться в этом мире ему вообще невозможно. Неприятность на работе вызывает стопор, страх, бессилие, и в следующий раз он сосредотачиваюсь только на том, чтобы не ошибиться. Любая ошибка утверждает, что он ни на что не годится. И так раз за разом.
Взгрустнулось? Есть хорошая новость: разорвать этот порочный круг возможно. Если самому это сложно сделать, обращайтесь за помощью к специалистам.