Найти в Дзене
Скрытая перспектива

Киношная картинка без обработки

Фотограф Евгений Дёмшин Воздушная перспектива один из самых эффектных визуальных приёмов. В природе воздушное пространство можно наблюдать туманным утром, когда первые лучи солнца становятся видимыми в кадре, а фонари уличного освещения окружены мягким сиянием. В кинопроизводстве это достигается разными способами: с помощью хейзмашины, если нужно создать ощущение плотного воздуха в котором лучи света физически заметны; фрост-рамами и сетками перед источниками света, если нужно создать локальный эффект растушёвки; или диффузионными фильтрами на объективе камеры. Диффузионные фильтры (или софт-фильтры) создают свечение вокруг источников света и на ярких объектах, смягчают избыточную резкость свойственную цифровому изображению при этом сохраняя общий контраст и резкость в деталях. За счёт растушёвки границ между ярким светом и тенями, свет как-бы заползает в тень, увеличивают количество полутонов и расширяют динамический диапазон. Очень светлые участки перестают казаться пересвеченными, а
Оглавление

Фотограф Евгений Дёмшин

Воздушная перспектива один из самых эффектных визуальных приёмов. В природе воздушное пространство можно наблюдать туманным утром, когда первые лучи солнца становятся видимыми в кадре, а фонари уличного освещения окружены мягким сиянием. В кинопроизводстве это достигается разными способами: с помощью хейзмашины, если нужно создать ощущение плотного воздуха в котором лучи света физически заметны; фрост-рамами и сетками перед источниками света, если нужно создать локальный эффект растушёвки; или диффузионными фильтрами на объективе камеры.

Диффузионные фильтры (или софт-фильтры) создают свечение вокруг источников света и на ярких объектах, смягчают избыточную резкость свойственную цифровому изображению при этом сохраняя общий контраст и резкость в деталях. За счёт растушёвки границ между ярким светом и тенями, свет как-бы заползает в тень, увеличивают количество полутонов и расширяют динамический диапазон. Очень светлые участки перестают казаться пересвеченными, а глубокие тени проваленными. Кроме этого, диффузионный фильтр оказывает сглаживающее воздействие на оттенки и фактуру кожи.

Я давно хотел попробовать такой фильтр в деле и перед новым годом заказал Momentum Cinebloom 10%. За пол года использования накопились впечатления, которыми хочу поделиться. Забегая вперёд скажу, что картинка получается действительно очень «киношной».

Не все диффузионные фильтр одинаковы

Есть диффузионные фильтры для снижения контраста или резкости, а есть исключительно для создания свечения вокруг источников света с минимальным снижением контраста и резкости в деталях. Первые две категорий достаточно специфичны, нужно точно понимать, зачем они вам нужны. Иначе есть риск потерять детализацию, вернуть которую будет уже невозможно. Да и убрать контраст или резкость можно в два клика на посте. А вот эффект от фильтров третьей категории воссоздать обработкой очень сложно.

Назначение фильтров Tiffen. Нижняя вершина — снижение избыточной резкости, правая верхняя — снижение контраст, левая верхняя — усиление свечения.
Назначение фильтров Tiffen. Нижняя вершина — снижение избыточной резкости, правая верхняя — снижение контраст, левая верхняя — усиление свечения.

Очень многое зависит от производителя. Распространённые дешёвые Fog фильтры создают похожий эффект но, как правило, это выглядит как запотевший объектив. Аккуратный и красивый эффект дают качественные фильтры от известных производителей. По большому счёту выбирать приходится между Tiffen Pro-Mist (или black pro-mist) и Momento Cinebloom. Tiffen является лидером в производстве фильтров для киноиндустрии, а Momento делает качественные аксессуары для фотографов. Я долго не мог определиться, в итоге всё решила новогодняя распродажа на Momento Cinebloom и по семплам он показался мне чуточку интересней альтернативы от Tiffen.

Ещё важно учесть, что фильтры различаются степенью воздействия. У Tiffen есть несколько градаций 1, 1/2, 1/4, 1/8. У Momento всего два варианта 10% и 20%. Ориентируясь на семплы я выбрал 10%, так как хотелось более деликатного эффекта, не слишком бросающегося в глаза.

В этом видео сравнивают 10% Momento Cinebloom и, аналогичный ему по степени воздействия, Tiffen black pro-mist 1/8 в различных условиях освещения. Мне показалось, что эффект от Cinebloom более заметен, а Black pro-mist лучше держит контраст в тёмных участках кадра.

Лучший сценарий использования

Я люблю снимать в контровом освещений: появляется воздушная перспектива, усиливается глубина изображения и можно выбирать экспозицию от тёмного до светлого ключа. Но если источник света попадает в кадр (окно, солнце на закате или фонарик), то выглядит это плохо. Слишком жёсткие границы и контраст превращают место свечения в белую дыру. Именно в этой ситуации Cinebloom проявил себя наилучшим образом. Жёсткие границы источника света в кадре растушёвываются и выглядят мягче и приятней. Свет как бы разливается по кадру, заливая тёмные участки и создавая ощущение лёгкой дымки. Увеличивается динамический диапазон, тени смягчаются, а яркие света заполняются деталями и не выглядят слишком агрессивно.

Снимок сделан на объектив 85 мм с фильтром Momento Cinebloom 10%. Усиление свечения и растушёвка чётких границ источника света, при этом резкости и контраста в деталях сохраняются.
Снимок сделан на объектив 85 мм с фильтром Momento Cinebloom 10%. Усиление свечения и растушёвка чётких границ источника света, при этом резкости и контраста в деталях сохраняются.

При съёмке с мягким боковым освещением эффект от фильтра становится менее заметным. Немного снижается контраст и это работает, как незначительное расширение динамического диапазона.

В портретной съёмке фильтр работает как естественный ретушёр. Немного сглаживая неровности кожи и делая её более бархатной.
В портретной съёмке фильтр работает как естественный ретушёр. Немного сглаживая неровности кожи и делая её более бархатной.

На мой взгляд, покупка диффузионного фильтра — это самый дешёвый способ внести значительные изменения в визуальный стиль своих фотографий.