Найти тему
Minidisc

Sony LISSA. Недооцененный бриллиант Sony опередивший время.

Оглавление

Первый мой обзор я решил начать с системы которая меня поразила сильнее всего, называется она Sony LISSA.

Sony LISSA
Sony LISSA

Данная система была выпущена в 2000 году и является попыткой Sony наделить премиальный сегмент дизайнерской изюминкой. В целом идея хорошая, особенно на фоне тогдашнего повального заигрывания дизайна с технологиями. На тот момент многие компании бросаются в эксперименты и пробуют на вкус, как модно сейчас говорить, всевозможные коллаборации, тот же Siemens вообще затевает авантюру и выпускает линейку телефонов Xelibri, которые позиционируются больше как аксессуар к одежде нежели как высокотехнологичный телефон

Удобство на втором плане, главное стиль
Удобство на втором плане, главное стиль

В коем то веке в Sony решили не экономить а сделать очень красивую систему с минималистичным экстерьером но с топовыми характеристиками, и знаете, у Sony получилась не просто красивая система с хорошим звучанием и функционалом но еще и крайне удобная при минимальном наборе органов управления и индикации.

Минимализм здесь к лицу
Минимализм здесь к лицу

Хотел бы сразу привести состав системы и характеристики но здесь Sony подкачала, характеристик в документации кот наплакал, но уж что есть. Будем считать что это тренд того времени: сконцентрировать пользователей на дизайне а не на ттх. Вообще во всех каталогах система 3ех блочная, но у меня система состоит из 4 ех компонентов:

Усилитель он же FM\AM ресивер Sony STR-LSA1

Выходная мощность 50 W + 50 W (4 ohms DIN, 1 kHz)

Частотный диапазон 7 Hz - 20 kHz ±0.3dB

Диапазон FM приемника 87,5-108MHz

Есть RDS, автонастройка, память радиостанций на 90 позиций

Sony STR-LSA1 front
Sony STR-LSA1 front
Sony STR-LSA1 back
Sony STR-LSA1 back

Минидисковая (MD) дека Sony MDS-LSA1

Частота сэмплирования 44.1 kHz

Частотный диапазон 5 to 20,000 Hz ±0.3 dB

Соотношение сигнал-шум Over 100 dB during playback

Внутри ATRAC3 и соответственно поддержка MDLP

Есть ускоренная перезапись CD с переносом названий тегов

Аппарат, помимо стандартного набора инструментов редактирования, наделен еще расширенными функциями редактирования MD, такими как: групповое изменение треков, изменение уровня громкости треков после записи и отмена последних изменений.

Лазерная голова стоит KMS262

Sony MDS-LSA1 front
Sony MDS-LSA1 front
Sony MDS-LSA1 back
Sony MDS-LSA1 back

Дека для проигрывания компакт дисков (CD) Sony CDP-LSA1

Ничего экстраординарного, есть CD text

Sony CDP-LSA1 front
Sony CDP-LSA1 front
Sony CDP-LSA1 back
Sony CDP-LSA1 back

Дека для проигрывания DVD и SACD дисков Sony SDP-LSA10

Все разновидности DVD и SACD которые читает эта дека я не назову к сожалению

Есть выходы S-Video и классический компонентный выход на тюльпанах

Sony SDP-LSA10 front
Sony SDP-LSA10 front
Sony SDP-LSA10 back
Sony SDP-LSA10 back

И всё, это все более менее интересные характеристики, длина волны лазера и прочие габариты думаю не так важны. Про CD деку в документации совсем скудно а на DVD\SACD деку я даже документации никакой не нашел.

С DVD\SACD декой вообще все странно, я ее выиграл на японском аукционе Yahoo, она на напряжение 100В, продавец не знал что это, как у него оказалось и что с ней делать, поэтому отдавал за бесценок, а я был единственным кто поставил ставку. Никогда больше мне такая дека на глаза не попадалась, в Google картинках только пару фоток с того самого аукциона на котором я ее и купил. Более того, ее нет и в каталогах Sony, при этом если вся система была представлена в 2000г, то DVD\SACD дека была выпущена в 2004г, это сказывается на функционировании всей стойки, как именно узнаем чуть позже.

Революции не случилось но шаг точно мощный
Революции не случилось но шаг точно мощный

Для взаимодействия с системой в каждой деке предусмотрены однострочный led дисплей и небольшой набор кнопок воспроизведения. Ресивер плюсом к этому имеет регулятор громкости и поворотный ступенчатый джойстик для пролистывания пунктов меню. Но не смотря на кажущуюся простоту, эта система даст фору многим и по функциональности и по удобству работы, почему? ответы ниже.

С точки зрения премиальности системе достались такие вещи как:

1. Честный «аналоговый» трансформатор с запасом по мощности.

Трансформатор - старая добрая медь
Трансформатор - старая добрая медь
Bando - проверенный производитель трансформаторов для аудиотехники
Bando - проверенный производитель трансформаторов для аудиотехники

2. 20ти битный ЦАП CXD8607N устанавливавшийся в аппараты топовой серии ES (Extremely High Standard) таких как SONY TA-E9000ES, SONY MDS-JA22ES.

Связка ЦАП CXD8607N + Current Type Pulse D/A Converter CXA8055M-E1 которая устраняет помехи питающих цепей в цифровом тракте.

Тот самый не плохой ЦАП
Тот самый не плохой ЦАП

3. Грамотный отвод тепла в таком узком корпусе.

Теплоотвод через центральный туннель
Теплоотвод через центральный туннель
Обратите внимание, Sony предусмотрела даже шумоизоляцию вентилятора
Обратите внимание, Sony предусмотрела даже шумоизоляцию вентилятора

4. Стальной каркас и алюминиевый корпус .

Перевод с японского пресс релиза: Значок LISSA (№15) также обработан виброволокном и окрашен анодированным алюминием.
Перевод с японского пресс релиза: Значок LISSA (№15) также обработан виброволокном и окрашен анодированным алюминием.

Как видите в Sony не поскупились на качество компонентов, но не только и даже не столько этим меня зацепила система а совсем другим. Заметили что кроме странного маленького разъема на задней части дек CD и MD больше никаких коммуникаций не предусмотрено, и это не с проста.

Цифровой межблочный обмен в 2000 году

Да да, в этой системе для передачи сигнала между блоками используется не аналоговая связь а самая настоящая цифра!!! Так и хочется сказать: complete full digital Карл в 2000г!!!

Это довольно смелое решение в те годы, не то чтобы Sony были первопроходцами, тот же Grundig ещё в 1994 году сделал межблочную цифру в системе Fine Arts IR. Но из-за дороговизны и сложности построения таких систем, в сегмент home audio они попадали крайне редко.

Почему же он так хорош этот цифровой обмен. Главное, он позволяет избежать лишних преобразований из аналога в цифру и обратно при передаче сигнала между деками, простым языком: в аудиотракте нет "грязи и примесей" неизбежно возникающих при многократном преобразовании. При отсутствии многократных преобразований, сигнал полученный с цифровых носителей сразу поступает в ЦАП и пользователь получает чистую нирвану музыку. Но передача цифрового аудио потока на лету дело не простое, необходимы мощности и технологии для самой передачи.

Логотип Fire Wire
Логотип Fire Wire

Выбор пал на стандарт IEEE 1394 который мог более или менее обеспечить требуемые характеристики. Правда Sony его не разрабатывала но как всегда решила перетянуть одеяло на себя и придумала маркетинговый ход обозвав этот стандарт своим именем i.LINK, они даже набрались наглости смелости и стали писать в мануалах такую фразу: i.LINK — это более знакомый термин для шины передачи данных IEEE 1394, предложенный Sony, и товарный знак, одобренный многими корпорациями, каково а? :)

Надо отдать должное, Sony отчасти своего добилась и не маленькая часть пользователей начала называть IEEE 1394 именем i.LINK. Справедливости ради для IEEE 1394 не только Sony придумала своё название, Apple тоже отличилась и дала название FireWire, но им позволительно т.к. по сути с 1992г разработкой этого протокола занималась именно Apple, и теперь многие знают его под именем FireWire, у Yamaha в качестве названия для IEEE 1394 был товарный знак mLAN (хотя может и до сих пор есть).

Логотип IEEE 1394 от Yamaha
Логотип IEEE 1394 от Yamaha

Сеть подразумевает последовательное подключение узлов, узел = устройство. При первом включении ресивер делает стандартные запросы в сеть i.LINK, все подключенные блоки ему отвечают и в итоге определяются автоматически, теперь ресивер знает всех участников сети, какие команды они поддерживают, и какие данные с них можно получать.

Грубая концепция установления связи по i.LINK
Грубая концепция установления связи по i.LINK

И вот здесь с моей SACD декой есть небольшой нюанс, помните я говорил что она была выпущена позже, это отражается как раз на её определении в момент включения, если все остальные деки просыпаются при включении ресивера то эта дека нет, остается в спящем режиме. Чтобы она полноценно заработала необходимо либо переткнуть кабель i.LINK либо переткнуть питание деки. Это не сильно критично но все же.

Sony SDP-LSA10 выбивается из общей работы
Sony SDP-LSA10 выбивается из общей работы

Протокол IEEE 1394 был выбран не просто так, на тот момент существовали аналоги в виде того же SCSI (Small Computer System Interface) протокола, но именно IEEE 1394 обеспечивал тактированную\изохронную передачу а еще здесь был решен вопрос с джиттером. И я так думаю что именно это и послужило причиной выбора этого протокола для передачи потокового аудио в цифровом виде.

Чтобы было немного понятно:

Изохронная передача, это когда отправка данных происходит в заданные, известные приемнику и отправителю моменты времени, для этих целей в стандарте IEEE 1394 предусмотрено тактирование, по простому, в передатчике и приемнике стоят чипы тактовых генераторов работающих на одной частоте с невероятной точностью, и моменты передачи данных жестко синхронизированы.

Джиттер. Этому эффекту подвержены все цифровые системы передачи данных, но именно в задачах передачи данных потоком а не «порциями» этот эффект проявляется в своей негативной форме.

Если коротко то джиттер это нестабильность фронтов каждого битика. Дело в том что из-за банальных ограничений физических свойств материалов и элементов схемы, происходит некое дрожание сигнала в момент роста и спада напряжения необходимого для генерации тех самых единиц и нулей (битиков) бегающих между устройствами. Профессионалы говорят дрожание переднего и заднего фронтов.

Фронты «битиков под микроскопом»
Фронты «битиков под микроскопом»

Эффект опережения и запаздывания
Эффект опережения и запаздывания

Эти самые дрожания создают хаотичные временные отличия у каждой единицы и нуля, т.е. продолжительность каждого бита получается разным. Да оно ничтожно мало т.к. мы говорим о наносекундах, но на скоростях 100, 200 мбит\сек и выше накопительный эффект становится ощутимым при передаче потока данных.

Проблему можно решить, например, при помощи подстройки частоты передачи, но это довольно таки сложно и затратно и создатели пошли более простым путем, они установили буфер данных, который в первый момент времени максимально наполняется данными, благо возможности протокола позволяют разогнать передачу до 200мбит\сек, этого за глаза хватает чтобы наполнить буфер за считанные секунды. Для буфера не критичен джиттер т.к. он данные накапливает а не обрабатывает на лету, это как с расширительным баком для воды, не важно какой напор воды у входящей трубы, важно что установив на выходе трубу нужного диаметра мы получим стабильный поток со стабильным давлением, главное следить за переполнением бака.

И уже забор данных в ЦАП происходит непосредственно из буфера, и здесь джиттер отсутствует. А дальше процессор протокола i.LINK регулирует степень и скорость наполнения этого буфера в зависимости от его опустошения или наполнения, посылая в источник команду дать больше данных=ускорить чтение CD\MD\DVD... или уменьшить поток=замедлить чтение CD\MD\DVD...

Объяснение от Pioneer решения проблемы джиттера
Объяснение от Pioneer решения проблемы джиттера

Как всегда, все гениальное просто. Но маркетологи Sony и здесь решили нагреть руку и преподнести уже готовое решение как своё ноухау обозвав его H.A.T.S (Hight-quality digital Audio Transmissin System). Справедливости ради, не только в Sony решили назвать не свое детище своим именем, Pioneer сделал тоже самое и дал название PQLS (Precision Quartz Lock System) которое использует и по сей день но уже в других протоколах.

Результатом всех этих технологий стала возможность передавать внутри системы чистую цифру с которой работают все деки и только на выходе на акустику эта цифра преобразуется в аналог. На деле это действительно даёт свой эффект, звук получается кристально чистым.

Описание от Sony
Описание от Sony

Так какое же здесь звучание?

Говоря про звучание нельзя не упомянуть родные колонки разработанные Sony для этой системы. В каталогах рекомендуется модель Sony SA-VE702, в последующем рекомендация поменялась на полочники SS-LA500ED, как по мне второй вариант выигрышнее.

Рекомендация Sony SA-VE702
Рекомендация Sony SA-VE702
А это уже рекомендация Sony SS-LA500
А это уже рекомендация Sony SS-LA500

В обоих системах применяются неодимовые магниты и паучковая центрирующая шайба. Неодимовый магнит это редкоземельный супермагнит на основе сплава неодима, железа и бора, эти магниты хороши тем что они имеют в 10 раз большую «магнитную силу», благодаря им и паучковой шайбе, диффузор более чувствителен, отыгрывает мельчайшие детали и обеспечивает хорошие НЧ на малой громкости.

Паучковая шайба диффузора
Паучковая шайба диффузора

К сожалению родных колонок у меня нет но есть более высокого класса, это Onkyo D302E.

Легендарные полочники Onkyo D302E
Легендарные полочники Onkyo D302E

Весь комплект Onkyo Intec 275
Весь комплект Onkyo Intec 275

Это довольно известные полочники от комплекта Onkyo INTEC 275 которые хорошо себя зарекомендовали, но у них есть одна особенность, чтобы их раскрыть нужен довольно мощный усилитель, понятно что родной Onkyo A933 с этим справляется на ура, правда и греется прилично, но что меня поразило так это то как STR-LSA1 переваривает этих прожорливых товарищей, да басы не такие обволакивающие но они однозначно есть, середина не смазана а высокие не песочат. Более того на малой громкости я отчетливо слышу наличие низких.

У меня Sony LISSA установлена в стойке с колонками Sony SS-MD919 от системы Sony DHC-MD919, это колонки попроще и вот с ними система Lissa играет превосходно, не так хорошо конечно как комплект Onkyo INTEC 275 но очень близко. В общем мне звучание Lissa понравилось, однозначно над ним здесь поработали.

Управление с ПК по IEEE 1394

Инженеры Sony реализовали через IEEE 1394 не только межблочный обмен но и пошли дальше, дали пользователям полноценное управление с ПК. Опять же Карл в 2000 году!!!

Для этих целей Sony написала софт который называется Digital Link Manager 2.0, это последняя версия которая и отгружалась в магазины на CD носителе, была ли 1.0 мне не ведомо. К сожалению достать в сети установочный пак Digital Link Manager 2.0 та еще задачка, софт не распространенный и массово нигде не лежит, я его нашел только в одном месте на каком то забугорном форуме, кому интересно, спрашивайте в комментах, вышлю ссылку.

Digital Link Manager 2.0
Digital Link Manager 2.0

Но найти софт это только часть проблемы, основная же заключается в том что софт этот ставится максимум на Win 2000, а где в 2022г найти ПК с Win 2000 да еще и с IEEE 1394 на борту? Скажу сразу, виртуальные машины работать не будут, я пробовал, после приличной порции унижения и боли я нашел информацию что пробросить драйвера для IEEE 1394 в виртуалку нельзя, этот протокол не реализован ни в одной VM, но не исключаю что это у меня руки корявые.

Я пошел другим путем и раскопал из могилы пыли старичка Lenovo T61 доставшегося мне после списания из одной конторы. На мое счастье у него IEEE 1394 был уже на борту, я не без бубна накатил на него Win2000, потом взял бубен побольше и стучал в него несколько дней пока не нашел дрова для IEEE 1394 и всего остального необходимого железа на борту. В итоге мои страдания увенчались успехом, запускаем Digital Link Manager 2.0

Win 2000
Win 2000
Запуск Digital Link Manager 2.0
Запуск Digital Link Manager 2.0

Интерфейс софта от Sony очень приятный, стилистика выдержана в стиле самой системы и полное ощущение что работаешь в одном дизайне с аппаратурой. В главном окне отображаются все деки кроме конечно SACD, опять же причина в более позднем выходе на рынок этой деки, банально в софте 2000 года ее не предусмотрели.

Как я и говорил управление полное, от громкости, эквалайзера, радиостанций до движения лотков, включения AUX и перемотки по тайм бару. Я не знаю где еще реализована перемотка по тайм бару для физических носителей, думаю в 2000 это смотрелось как магия. К слову Winamp был представлен только 3мя годами ранее в 1997ом, а тут полноценный софтверный проигрыватель на ПК для физических носителей.

Digital Link Manager 2.0. таймбар для CD
Digital Link Manager 2.0. таймбар для CD
Digital Link Manager 2.0. активация AUX
Digital Link Manager 2.0. активация AUX
Digital Link Manager 2.0. Радиостанции
Digital Link Manager 2.0. Радиостанции

Ниже меню эквалайзера, можно менять настройки в трех диапазонах, так же предусмотрена возможность считывать и заносить в память 5 настроек. Само собой есть показ названий треков и различные варианты последовательности воспроизведения. Для радио возможно внесение до 90 радиостанций в память.

Digital Link Manager 2.0. Работа с эквалайзером
Digital Link Manager 2.0. Работа с эквалайзером

Но в целом система построена таким образом что доступны все функции как с пультов так и с лицевой панели или ПК. При этом не смотря на минимализм, управлять системой на удивление удобно, эффекта кривых алгоритмов я здесь не обнаружил.

Удобство управления системой не зависимо от способа
Удобство управления системой не зависимо от способа

Дальше больше, протокол IEEE 1394 дает возможность записи на MD в цифре.

Единственная дека с функциями записи здесь это MD. Инженеры Sony опять же постарались дать пользователю максимальную свободу. Помимо стандартных источников записи на MD таких как CD, SACD, Radio и AUX здесь предусмотрена запись с ПК на MD, и снова Карл это в 2000г за год до вывода на рынок технологии NetMD позволяющей делать цифровую запись с ПК на MD устройства с такой функцией.

Концепция NetMD
Концепция NetMD

Здесь же нет никакого NetMD но цифровая запись с ПК есть, в этом плане данная дека уникальна. Хотя у Sony были и другие попытки подружить MD с ПК до эпохи NetMD, но все эти попытки сводились к связке софт + физический конвертер и не давали такого удобства.

Связь с ПК до эпохи i.LINK
Связь с ПК до эпохи i.LINK
Как это элегантно решено через i.LINK
Как это элегантно решено через i.LINK
-43

Активация процесса записи через софт происходит путем объединения трековых списков MyPC и MD, для создания списка треков в MyPC необходимо просто перекинуть треки в сам софт. После этого можно записывать диск, названия треков переносятся автоматически. Если названия треков изначально отсутствуют или необходимо их отредактировать, это без проблем можно сделать вручную. Так же вручную можно прописать заглавие диска. Помимо непосредственно записи можно редактировать уже записанный диск, прописывать названия треков, удалять треки, перемещать и пр.

Плюс ко всему можно выбрать качество записи SP (292kbit\s), LP2 (132 kbit/s), LP4 (66 kbit/s). Можно так же в удобной форме отрегулировать уровень записи как при записи так и у записанных композиций, причём не важно на каком аппарате они были записаны.

Digital Link Manager 2.0. Режим записи.
Digital Link Manager 2.0. Режим записи.
Digital Link Manager 2.0. Режим записи + настройки
Digital Link Manager 2.0. Режим записи + настройки

Но не обошлось без ложки дегтя от Sony, точнее даже двух ложек, как же без них.

Первый нюанс главным образом про копирайт а именно про SCMS (Serial Copy Management System) Систему управления последовательными копиями. Эту систему не ругал только ленивый, суть ее в том что вы можете осуществить сколько угодно копий одного и того же CD или трека но скопировать любою из этих копий уже не сможете, т.е. делать копию с копии нельзя. Реализуется этот костыль через добавление специального кода в цифровую запись, видя этот код аппарат блокирует запись. Как вы понимаете присуще это не только аппаратам Sony но и всем другим поддерживающим SCMS. Здесь дека MD к сожалению добавляет такой код.

Концепция SCMS
Концепция SCMS

В защиту Sony все же стоит сказать пару слов. Во первых MD был первым массовым форматом цифровой перезаписи в домашних условиях. И Sony как большая глобальная корпорация, играющая по правилам, первая столкнулась с необходимостью решать вопросы авторского права в цифровом мире, это потом появятся MP3 плееры, интернет, пираты и пр. анархия, Sony же не могла себе позволить играть в серую, одновременно популяризируя новый формат, в который инвестировала кучу денег. Пришлось идти на компромиссы с правообладателями которые боялись того же чего боятся и с чем борются сейчас разработчики игр, копирование дисков между пользователями вместо покупки. Но жизнь повернула совсем в другую сторону и все эти форматы и их костыли остались на свалке истории.

Вторая ложка дегтя заключается в том что запись, не смотря на полностью цифровой характер, происходит в realtime режиме так же как и при аналоговом способе. Хотя вот конкретно этот нюанс меня не сильно напрягает, потому как происходит все хоть и в realtime но все же на автомате, нет необходимости следить за паузами между треками, не нужно ждать конца записи чтобы выключить ее, не нужно прописывать названия треков и пр. В общем не смотря на realtime запись проходит удобно, просто немного дольше чем при NetMD.

Мелкими буквами в руководстве про запись с ПК
Мелкими буквами в руководстве про запись с ПК

Более того, даже запись на NetMD устройства через оригинальный софт SonicStage далека от идеальной картины, во-первых при записи не ATRAC формата (MP3, WAV, WMA и пр.) запись 80ти минутного диска длится примерно 64 минуты, не большой по факту выигрыш в скорости. А во-вторых запись в режиме SP (292kbit\s) происходит с двойным преобразованием, не зависимо от качества исходника он преобразуется сначала в LP2 (132kbit\s), потом в PCM и уже в плеере сжимается в ATRAC SP 292 kbit\s, в результате мы получаем экономию в примерно 20 минут и существенное ухудшение качества. К слову такого треша не происходит при аналоговой записи, в этом режиме все пишется как и должно сразу в SP (292kbit\s). А вот при записи исходника с качеством LP2 (132kbit\s) на NetMD аппарат время записи 80ти минутного диска составляет 20 минут, но 132kbit/s это все же не то чего хотелось бы.

-48

Здесь все же необходимо упомянуть что при появлении софта Platinum-MD и Web MiniDisc стало возможным писать SP (292kbit\s) на устройствах NetMD без двойного преобразования, это сильно облегчило жизнь даже не смотря на то что эти ПО работают не всегда стабильно.

Так вот Sony Lissa пишет сразу в честный SP (292kbit\s) но по цифре и гораздо удобней чем через аналог, стоит это +20 минут к ожиданию? как по мне однозначно да.

В заключении на добивочку. В Sony расщедрились на столько что реализовали по сути внешний ЦАП.

На дворе 2000г, всякие Foobar и ASIO в зачатке, про внешние ЦАПЫ не заикаются даже аудиофилы, а Sony решает дать возможность пользователю транслировать цифровой аудипоток с ПК на очень не плохую систему. Карл, ты еще не в обмороке?

-49

Используя все тот же IEEE 1394 (он же i.LINK) и софт Digital Link Manager 2.0 можно воспроизводить на системе Sony LISSA форматы MP3, WMA, WAV. Да поддержки FLAC здесь нет, но в 2000г про него мало кто вообще знает, но его прекрасно заменяет не менее аудиофильский WAV.

Я проверил MP3 320kbit\s, проверил WAV до 32бит (формат не налагает ограничений на частоту дискретизации) всё воспроизводит хорошо, без тормозов и прочих артефактов.

Что же у нас в сухом остатке?

Sony удалось создать действительно достойную, красивую систему с хорошими характеристиками, удобную в использовании и дающую пользователю невероятную для своих лет свободу.

Лично меня поразил инженерный подход к реализации функционала, ведь на тот момент было проще и выгодней пойти проторённой дорогой и выкатить на рынок заурядную систему в дизайнерском корпусе и уже после оценки спроса решать стоит ли тратить силы и ресурсы на повышение уровня системы.

На против, я как инженер вижу какой вызов стоял перед разработчиками в 2000 году, более того, я вижу что инженеры влюбились в систему, видно что они старались отшлифовать функционал и действительно дать пользователю классный продукт с вау эффектом. Боюсь представить сколько сверхурочных часов было потрачено в процессе разработки, лично я всегда был готов платить именно за это, за душевный подход производителя а не за галочки в ттх.

-50

Но к сожалению рынок работает конечно по другим законам и система не стала популярной, на мой взгляд причины здесь 2:

Первая причина это стоимость, система на старте стоила 199 800 йен, в долларах это примерно 2000$, средняя зарплата американца в 2000 году составляла 2679,57$.

Вторая причина это неясный сценарий использования для 2000 года, за звук то и сейчас не каждый готов переплачивать а тогда и подавно, да и на рынке было очень много других систем со схожими ттх за гораздо меньшие деньги, а здесь заплати почти всю зарплату плюс купи ПК чтобы использовать на все 100.

Сами понимаете, обычные пользователи не поняли такого подхода и отвернулись от системы.

На этом все, постарался максимально подробно раскрыть тему, спасибо что дочитали до конца.

На последок фото моей стойки с аппаратами которые мне показались интересными с инженерной точки зрения, но и это далеко не все, есть так же интересные аппараты в хранении. Как видите мне ещё есть о чем вам рассказать, ждите новых обзоров!

-51
-52